Проблемы рынка жилья при онлайн сделках: возможен ли полностью дистанционный процесс

Проблемы рынка жилья при онлайн сделках: возможен ли полностью дистанционный процесс
Портал о недвижимости Move.ru (495) 134-00-05 г. Москва, Высоковольтный пр, д.1, стр. 49, офис 330
Портал о недвижимости Move.ru

Кризисные ситуации всегда заставляют людей пересматривать финансовые приоритеты в отношении крупных покупок. Тенденция инвестирования средств в приобретения жилья и другой недвижимости неоднократно подтверждалась – кризисы способствуют продажам, главное, чтобы продавец был готов работать в оговоренных условиях. Экстренные меры в связи с пандемией COVID-19 показали: далеко не все участники рынка недвижимости готовы проводить сделки с жильем в дистанционном формате. Информационный портал в сфере недвижимости Move.ru рассматривает, в чем заключаются ограничения – только ли в финансовом или техническом секторах?

Ограничители удаленных сделок покупки квартир

Компании застройщики, риелторы активно используют соцсети, ведут каналы на YouTube, подключают мессенджеры – это позволяет наглядно демонстрировать объекты продажи, вести разъяснения, общаться с аудиторией и продвигать себя на рынке. У большинства компаний уже пройден первичный этап перехода в онлайн-режим. Однако, непосредственное заключение сделок купли-продажи требует готовности взаимодействовать удаленно от непосредственных участников сделки, а также привлекаемых третьих сторон.

Практика показывает, что услуги банка, нотариуса периодически требуют личного присутствия. В офис застройщика также необходимо явиться персонально.

Трансформация в цифровой формат и переход в онлайн

Еще до объявления пандемии риелторы, застройщики и банки активно внедряли в работу цифровые технологии. Сервисы направлены на экономию времени потребителя услуг, позволяют потенциальному покупателю провести большинство операций в комфортных условиях. Эксперты в секторе недвижимости уверены – вынужденная самоизоляция только подстегнет внедрение онлайн сервисов, позволяющих упростить процедуру сделок с жильем.

Первые 7 дней вынужденного перехода специалистов по недвижимости на «удаленку» показали увеличения трафика посещений на тематических сайтах и онлайн-сервисах. Заинтересованные в продажах жилплощади риелторы и застройщики стараются максимально использовать возможности интернета для демонстрации объектов недвижимости и сопровождения клиента – ролики, визуализации, видеоконференции и связь:

  • подбор квартиры;

  • видео-презентация 360o, визуализация проекта;

  • предоставление документов на сайте.

Большинство компаний и специалистов в секторе недвижимости хотя бы частично уже были готовы к работе в онлайн. Те же, кто откладывал переход, сейчас активно налаживают инструменты для дистанционной работы.

Что мешает полностью проводить сделки онлайн

Основной препон при переводе сделок с недвижимостью полностью в дистанционный формат заключается в необходимости идентификации клиента. Банки не готовы полностью проводить сделки в онлайн-режиме, когда дело касается открытия эскроу-счетов. Важно личное присутствие сторон договора. А вот сделки на базе договоров долевого участия вполне реально уже сейчас вывести в онлайн формат. Компаниями ведется работа по поиску возможностей для проведения дистанционно, не противоречащие требованиям 115-ФЗ1:

  • подписания банковских договоров при оформлении кредитов;

  • перевода в онлайн-формат сделок по ипотеке.

Пока посещение банковских офисов требуют: процедура трейд-ин, ипотечный кредит и ДДУ без открытия эскроу, сделки сложного формата, когда привлекаются средства материнского капитала и ипотечные займы.

Специалисты говорят: на данном этапе возможно проведение сделок онлайн до регистрации договора долевого участия. Однако, в банковское отделение придется явиться после регистрации для внесения суммы, чтобы оформить процедуру открытия эскроу счета либо аккредитива.

Если жилье приобретают супруги, согласие на совершение сделки должно получить визу нотариуса – это обязательное условие законной процедуры. Нотариус формирует документацию в цифровом виде, но после один из супругов должен посетить его персонально. Идентифицировать личность клиента нужно при приобретении электронной квалифицированной подписи (ЭКП) – это происходит в представительстве компании или на выездной процедуре.

Альтернативами справок по обоюдной договоренности сторон могут стать выписки с зарплатной карты и сведения из ПФР.

Если компания-девелопер не интегрировалась с электронными сервисами Росреестра и не обладает доступом к особым банковским системам, позволяющим оперативно осуществлять электронный документооборот, придется проводить регистрацию посредством МФЦ. В период самоизоляции доступ к их услугам ограничен – работа ведется по предварительной записи. Для клиентов резкий переход на удаленное взаимодействие также причина неудобств, не все документы оказываются доступны в электронном формате – справка 2НДФЛ или копия трудовой книжки не во всех организациях может быть заверена электронной подписью. Банки соглашаются на альтернативные варианты документов.

1«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

Возможности онлайн алгоритмов с недвижимостью

Лидеры сектора недвижимости стараются максимально исключить из процесса промежуточные звенья – оказывающие посреднические услуги дистанционные центры, службы доставки.

Цифровизация уже позволяет:

  • забронировать объект;

  • открыть для резервирования средств в банке аккредитив;

  • подать документацию на ипотечный продукт;

  • оплатить приобретение картой в онлайн-режиме на сайте компании.

Средства поступают на счет компании только после того, как ДДУ пройдет регистрацию в Росреестре. Личный кабинет, созданный на платформе, позволяет совершать сделки из любого региона фактического пребывания, оперативно подгружать и формировать пакеты документов, отправляя их на рассмотрение в инстанции. Используются ЭПЦ, облачная подпись.

  • Менеджеры консультируют в режиме онлайн;

  • заверение происходит посредством электронной подписи;

  • документы для регистрации направляются посредством сервисов;

  • оплата через интернет-эквайринг;

  • нотариус приглашается на дом.

В связи со сложившейся коронавирусной ситуацией банки стараются идти навстречу клиентам, ищут пути оптимизации процессов.

Крупные компании отмечают высокий рост потребности в онлайн-сделках. Если сравнивать показатели февраля и марта - то количество обращений увеличилось в 4 раза. В 60% случаев реально полноценное проведение сделки удаленно.

Эксперты прогнозируют, что уже в апреле 2020 года до 100% от общего объема продаж недвижимости может происходить исключительно онлайн.

Компании застройщики активно ищут способы исключить непосредственное посещение покупателем офисов компании или банка. В режиме самоизоляции такая практика может заставить потенциального клиента отложить покупку. Компании же заинтересованы в оперативном принятии решения о заключении сделки.

Среди крупных компаний уже есть те, кто готов предоставить покупателю 100% дистанционный сервис.

  • Платформой выступает корпоративный сайт, куда подключаются все необходимые сервисы.

  • Производится качественное круглосуточное техобеспечение работы платформы.

  • Такая возможность появилась благодаря заключению соответствующих договоров с банками, высокой репутацией в секторе, а также готовностью взять на себя расходы по привлечению курьеров (например, чтобы клиент обзавелся цифровой подписью).

Небольшие агентства недвижимости будут перестраиваться на онлайн режим сложнее, так как крупным компаниям техническое оснащение и доступ к опытным специалистам дается проще в связи с лучшим финансированием проекта.

Перспективы перехода рынка недвижимости в онлайн режим

На сегодняшний момент созданы все предпосылки для полного перехода на дистанционный режим проведения сделок по приобретению недвижимости. Также сформирована актуальная потребность целевой аудитории. Никто не говорит о полном отказе от реальных переговоров и встреч, однако сектор недвижимости активно адаптируется под новые требования социальной среды. Важна техническая готовность и законодательная база для проведения операций без личного присутствия покупателя. Чем проще и понятнее будут алгоритмы и техническое сопровождение, тем легче осуществиться процесс интеграции интернет-технологий в имеющиеся рабочие схемы.

Хотите получать новости на почту?

Подпишитесь на рассылку!

  • Комментарии: 0
Добавить комментарий
Ваш комментарий

Ваше имя *

E-mail или телефон: *

Войти через

Комментарий: *