Согласно статистике АН «БОН ТОН», комфортные и обособленные дворы, закрытые от автомобилей, являются довольно распространенной опцией. Формат внутренней организации территории, подразумевающей зонирование мест для отдыха, с выносом проезжей части за пределы комплекса, реализован в подавляющем количестве новостроек. Если рассматривать первичный рынок квартир в старых границах Москвы, то в сегменте комфорт-класса дворы без машин присутствуют в 95% проектах масштабной застройки, и еще в 67% «точечной» застройки.
Необходимо отметить, что сам принцип квартальной застройки, ставшей популярной в рамках освоения промзон, способствует организации внутренних дворов с площадками для спорта и игр, ориентированными на разные возрастные группы, а также зонами рекреации, дополненными ландшафтным дизайном и озеленением. На рынке бизнес-класса, где изначально был задан тренд на безопасные пространства рядом с домом, дворы без машин присутствуют в каждом масштабном проекте. Что касается «точечной» застройки, то этому условию отвечают порядка 80% проектов.
Как отмечают в АН «БОН ТОН», появление «дворов без машин» в комфорт-классе в свое время стало ответом на ужесточение условий конкуренции. Покупатели формировали более строгие требования к проектам и хотели получить более качественное жилье за разумные деньги. «Дворы без машин» позволяли решить сразу несколько вопросов. Во-первых, организовать более интересные пространства для отдыха рядом с домом (некоторые застройщики даже использовали это преимущество как маркетинговую «фишку»). Во-вторых, удовлетворить вопросы относительно безопасности. Например, родителям не нужно беспокоиться о том, что ребенок окажется на
проезжей части. При этом в условиях посткарантина у «дворов без машин»/обособленных территорий появляется еще одно преимущество. Это, прежде всего, обеспечение внутренней санитарии и возможность закрыть дворы от посторонних. Кроме того, внутренние дворы легче обрабатывать.
Однако не обходится без ложки дегтя в бочке меда - масштабная застройка, особенно в массовом сегменте, подразумевает наличие достаточно большого количества корпусов, возведенных на одной территории. Строительство ведется в несколько очередей, в масштабном проекте может возводиться от 6 до 30 корпусов. Даже несмотря на формат квартальной застройки, плотность проживания остается достаточно высокой. Как показывает практика, тенденцией последних трех-четырех лет стало возведение преимущественно высотных корпусов (20-25 этажей и выше), что создает существенную нагрузку как на внутренние дворы, так и на существующие МОПы, то есть
места общественного пользования.
Соответственно, в этих условиях одним из потенциальных запросов потребителя может стать возросшее желание жить в корпусах средней этажности или максимум достигающих в высоту 16-18 этажей, в том числе с небольшим количеством секций.