Стоимость эксплуатации объектов коммерческой недвижимости увеличилась до 20% за последний год. Однако это лишь видимость роста. Пандемия прибавила сложностей игрокам рынка и забрала часть их прибыли, рассказали эксперты компании MD Facility Management.
Прошлой весной объем оказываемых FM-услуг в России упал на 20–25%. Сейчас он восстановился практически по всем объектам независимо от их типа и класса: затраты на содержание офисных и торговых зданий выросли на 5–20% с весны 2020 года. Таким образом, по объему услуг рынок отыграл падение. Однако их содержание изменилось. Сократилась часть сервисов, которые FM-операторы оказывали до пандемии, но возникли другие расходы.
«В первую очередь, это меры, связанные с COVID–19. Необходимо обеспечивать объекты антисептиками, масками и перчатками, организовывать сдачу ПЦР-тестов для персонала. Кроме того, приходится резервировать средства для замены заболевших сотрудников, - рассказывает операционный директор MD Facility Management Борис Мезенцев. - Также на рост издержек повлиял скачок зарплат специалистов профессиональной уборки, который в среднем по рынку составил 25-30%. К такому результату привел дефицит кадров, образовавшийся вследствие закрытия границ для мигрантов и перетекания рабочей силы в более доходные сферы. И третий фактор, который увеличил затраты на содержание зданий, — инфляция и изменение курса рубля. В связи с этим подорожали расходные, горюче-смазочные материалы, инвентарь, закупаемые основные средства и многое другое».
В то же время владельцы зданий отказались от части наполнения FM-контрактов. Их доходы сейчас либо на уровне, который был до пандемии, либо меньше, поэтому приходится минимизировать расходы. Так, в части профессиональной уборки FM-операторы вынуждены корректировать графики работы и периодичность уборки, по-другому расставлять приоритеты. Без этой оптимизации стоимость содержания коммерческих объектов могла за год подняться больше, чем на 20%.
При этом, по словам Бориса Мезенцева, маржа FM-компании за год снизилась в среднем на 3%, что является критичным показателем, если учитывать уровень доходности на этом рынке.
По прогнозу аналитиков MD Facility Management в 2021–2022 годах стоимость эксплуатации объектов коммерческой недвижимости вырастет на 25–35%. Прежде всего, собственникам придется восстанавливать прежние объемы FM-услуг, поскольку исключение тех или иных видов работ является мерой экстренной и временной. Кроме того, на расценки повлияет легализация рынка, которую последовательно проводят СРО «Ассоциация клининговых и фасилити операторов» и Федеральная налоговая служба. Нельзя исключать и третий фактор: очередной прирост зарплат линейного персонала, который тоже может увеличить стоимость FM-услуг.
Справка о компании
Компания MD Facility Management оказывает FM-услуги собственникам и арендаторам коммерческой, государственной, жилой недвижимости с 1994 года.
На сегодняшний день компания представлена в 7 федеральных округах: Центральном, Северо-Западном, Уральском, Сибирском, Дальневосточном, Южном и Приволжском. Общая площадь обслуживаемых объектов компании составляет более 7,5 млн. м2. Это торговые центры, складские комплексы, бизнес-центры и бизнес-парки, административные здания, объекты спортивной инфраструктуры. Среди них такие крупные и знаковые объекты как: новые районные центры компании ADG Group в Москве, башня «Империя» в ММДЦ «Москва-Сити», штаб-квартира «Яндекс» и «Мегафон», инновационный центр «Технопарк-Сколково», ЦДМ на Лубянке, стадион «Динамо», индустриальный парк «Южные Врата» в Домодедове, ТРЦ «Галерея» в Санкт-Петербурге и др.
Профессионализм компании обеспечен соответствующими управленческими и исполнительскими компетенциями. Топ-менеджеры управляющей компании имеют профильное образование MBA «Экономика недвижимости» и сертификаты «Certified Property Manager, Institute of Real Estate Management, USA».
Инфраструктура MD Facility Management обеспечивает полноту и профессионализм оказываемых услуг. Компанией разработан стандарт управления эксплуатацией недвижимости, который учитывает требования действующего законодательства РФ, нормативно-технических документов, предъявляемых к эксплуатации инженерных систем и оборудования, строительной части, а также многолетний практический опыт работы на рынке. Кроме собственных регламентов качества услуг в MD Facility Management внедрена и функционирует в соответствии с требованиями Международного Стандарта ISO 9001 система управления качеством. Система Менеджмента Качества MD Facility Management сертифицирована в соответствии с требованиями стандарта ISO 9001:2015.
Также MD Facility Management активно использует в работе собственные инновационные разработки. Одна из них - автоматизированная система управления, программный продукт, на базе платформы 1С, который позволяет качественнее и эффективнее обслуживать любой объект недвижимости.
MD Facility Management является победителем престижной профессиональной премии «Commercial Real Estate St. Petersburg Awards» в номинации «УК года». А также финалистом премии «CRE MOSCOW AWARDS» в номинации «УК года».
MD Facility Management эффективно работает с клиентами, осознающими важность планирования и полноценного финансирования объектов. Компания является интегратором услуг и предоставляет клиентам услуги компании MD Facility Management и аутсорсинг-партнеров.