Прошло около года, как рынок офисной аренды стал жить в условиях новой реальности: ухода западных арендаторов, отказа от сотрудничества крупных международных игроков, санкций и других кризисных явлений.
Специалисты девелоперской компании West Wind Group назвали основные тенденции рынка в «новой реальности». Среди них — более медленный, чем ожидалось, уход европейских и американских компаний; рост спроса на небольшие площади; сокращение сроков аренды; запрос на помещения «под ключ» и дизайнерские офисы.
Ушли, но не многие
«С весны 2022 года начался уход иностранных компаний из России. Процесс набирал обороты постепенно, и к середине весны стало появляться все больше сообщений о приостановке деятельности западных игроков, закрытии их офисов, продаже бизнеса и т.д. Год назад среди экспертов рынка коммерческой недвижимости звучали предположения, что из-за указанных событий в Москве может освободиться до 1 млн «квадратов» офисных площадей. Однако в реальности оказалось, что рынок меняется более плавно и менее драматично, чем предполагалось», — рассказывает Елизавета Ильюхина, руководитель коммерческого департамента West Wind Group.
На сегодняшний день многие западные компании продолжают работать— их дочерние организации сменили западную юрисдикцию на российскую. При этом арендаторы и собственники офисов сохраняют кадры, проекты и соответственно — занимаемые площади. Правда, среди них все же есть миграция: переезды в более компактные помещения, в здания классом ниже, либо наоборот в просторные офисы из-за расширения штата.
Новые арендаторы
Тем не менее, ярко выражена тенденция и на частичную смену знаковых игроков рынка: по географическому принципу, степени участия государства в их работе, роду деятельности.
Так, в российских бизнес-центрах растет количество азиатских и восточных компаний. Они замещают западные бренды, которые все же ушли с отечественного рынка. Помимо них, добавляется еще одна категория игроков: госкомпании, компании с госучастием либо работающие с госзаказами. Они присутствовали на офисном рынке всегда, но сейчас становятся все более заметными.
Активно развиваются и расширяют офисные площади бизнесы, связанные с импортозамещением, налаживанием новых цепочек поставок, кибербезопасностью — промышленные, логистические, IT-компании. Их доля в структуре арендаторов офисного сегмента растет.
Запрос на готовые офисы
Одним из основных факторов выбора офисного помещения стала возможность въехать в помещение с отделкой под ключ, чтобы не нести лишних финансовых и временных затрат.
«Тенденция сформировалась еще во времена пандемии, когда стало понятно, насколько динамично может меняться ситуация, в том числе — и потребность в офисе. Для компании важно в течение 1-2 дней привезти вещи и начать работать, и не менее важно — иметь возможность так же быстро выехать из офиса, — поясняет Елизавета Ильюхина. — События последнего года добавили еще один аспект — сложности с отделочными материалами. Практически для каждого арендатора ремонт становится ощутимой финансовой нагрузкой из-за подорожания материалов, ухода с рынка привычных брендов, подорожания логистики».
Интерес к концептуальным офисам
Одновременно растет спрос на концептуальные помещения с дизайнерским оформлением. Причин две. Первая — офис по-прежнему остается значимым фактором повышения привлекательности HR-бренда, особенно для дефицитных высококвалифицированных специалистов. Вторая причина — изменение офисной «моды». Компании все реже обустраивают отдельные представительские офисы, которые традиционно находятся в бизнес-центрах класса А. Они стали совмещать в одном месте бэк-офисы и имиджевую составляющую. Грамотное зонирование, современные подходы к проектированию и дизайну позволяют наладить продуктивную работу сотрудников и удобное взаимодействие с посетителями так, чтобы эти две функции не мешали друг другу.
По словам Елизаветы Ильюхиной, уже сейчас наблюдается существенная разница в вакантности и арендных ставках в бизнес-центрах с обычной и дизайнерской отделкой. «Например, в двух проектах в локации около Садового кольца разница в стоимости аренды площадей в БЦ класса В с обычной отделкой и В+ с дизайнерской может превышать 70%. Это при том, что вакантность в более дорогом проекте по нашей статистике значительно ниже», — поясняет эксперт.
Из класса в класс
Как всегда, времена турбулентности диктуют бизнесу стратегию оптимизации бюджета, в случае с офисными площадями — снижение расходов за счет переезда в проекты с меньшими ставками. «В целом по рынку этот процесс пока не выражен, но мы ожидаем смещения спроса с объектов класса А и премиум в В+», — считает Елизавета Ильюхина.
Вместе с тем ощутимого для рынка перехода из В+ в более низкий класс эксперты West Wind Group не прогнозируют. Офисы этого сегмента максимально удовлетворяют потребности арендаторов в статусности, функциональности, развитии внутренней инфраструктуры, «продвинутости» инженерных решений, дизайне и комфорте. Сейчас вакантность в бизнес-центрах В+ минимальна, и в некоторых концептуальных объектах компании она варьируется от нуля до 2%. Для сравнения: в офисных центрах класса B, имеющихся в портфеле West Wind Group, в среднем в 2022 году вакантность составляла примерно 8%, а в отдельных случаях могла достигать 15%.
Сокращение сроков аренды
В 2023-м работодатели часто обращаются к опыту пандемии, когда на пике была потребность в гибких решениях. Это касается и сроков аренды, и оформления помещений. Договоры сейчас заключаются в среднем на 2-3 года, вместо традиционных для стабильной ситуации 5-7 лет.
Таким образом, можно констатировать, что несмотря на события 2022 года, рынок сохраняет стабильность. Спрос на рынке активен. Помимо новых игроков, его поддерживают переезды компаний в связи с оптимизацией бюджета, расширением штата, возвращением к офисному формату работы или — напротив — развитию «удаленки». Девелоперы в целом завершили процесс импортозамещения или налаживания новых логистических цепочек. Арендные ставки также в целом стабильны. И если экономическая ситуация сохранится, то до конца года можно прогнозировать сохранение текущих тенденций с возможной долгосрочной стабилизацией рынка, резюмирует Елизавета Ильюхина.
Компания West Wind Group
Компания West Wind Group работает на рынке коммерческой недвижимости Москвы с 2004 года, занимаясь редевелопментом и управлением офисных центров. По данным «РБК Исследования рынков», West Wind Group входит в топ-10 российских девелоперов, работающих в сфере офисной недвижимости. Компания занимает лидирующие позиции по продаже объектов и сдаче в аренду.
Среди реализованных проектов West Wind Group — бизнес-центры класса В+ «Сады Этрета», Crosswall Khamovniki, Crosswall, Sugar Factory. Их отличительная черта — реисторизм, сочетание «прошлого и будущего». В зданиях сохранен исторический дух и при этом создан эксклюзивный дизайн интерьеров в соответствии с современными тенденциями офисного рынка.
Один из последних реализованных проектов — бизнес-центр «Сады Этрета» на Цветном бульваре — результат редевелопмента здания начала ХХ века в современный офисный центр с обустроенной зоной отдыха на эксплуатируемой кровле. Для работы резидентам предлагаются офисы с ремонтом и мебелью. В архитектуре и дизайне прослеживаются черты неоклассики и футуризма, большинство элементов интерьера — предметы авторской работы.