Январь — это период, когда многие продавцы, не успевшие реализовать недвижимость в прошлом году, возвращаются к решению своего квартирного и финансового вопросов. С завершением новогодних праздников собственники активизируются и вновь открывают объявления о продаже. Эксперт компании «НДВ Супермаркет Недвижимости» поделилась советами о том, как продавцу успешно пройти все этапы реализации и безопасно провести сделку.
Первый шаг — оценка стоимости. Для определения корректной цены необходимо провести подробный анализ рынка, изучить объявления других продавцов в районе.
Так, завышенная стоимость значительно снизит долю заинтересованных претендентов, заниженная — напротив приведётк большому числу звонков от потенциальных покупателей, которые захотят приобрести лот по стоимости ниже рынка, а также частных риелторов и стажеров агентств, предлагающих свои услуги. В такой ситуации есть два риска. Первый — продать лот по цене ниже той, которую собственник мог бы получить. Второй риск — последующее чрезмерное увеличение стоимости продавцом и, как результат: потеря и времени, и претендентов.
Следующий этап — составление объявления с лаконичным и грамотным текстом. За основу лучше взять информационный стиль и сделать акцент на сути — основных параметрах и преимуществах лота. Лучше избегать чрезмерного использования литературных приемов и сконцентрироваться на конкретных характеристиках: описании района, инфраструктуры, удаленности от метро и центра города, указать год постройки дома, этаж, наличие или отсутствие лифта, площадь лота, комнатность, планировку, вид из окна и т.д.
Объявление важно подкрепить качественными фотографиями, на которых видно все помещения, в том числе кухню, санузел, прихожую, балкон, коридоры между комнатами, а также фасад здания, подъезд и придомовую территорию. При съемке лучше отдать предпочтение общим планам и горизонтальному положению камеры. Это позволит покупателю еще до показа понять габариты квартиры и оценить планировку.
Также в кадр не должны попасть лишние предметы, отвлекающие внимание — посуда, бытовые приборы, одежда, детские игрушки и другие небольшие вещи, которые могут испортить общее впечатление.
Сделать качественные фотоснимки, ускорить сделку и даже увеличить ее стоимость до 20% помогает хоум-стейджинг. В основе метода лежит сочетание приемов дизайна интерьера, небольшого ремонта и психологии. В перечень базовых правил входят генеральная уборка, грамотная организация пространства, мелкий ремонт, создание уютной атмосферы с помощью приятных ароматов и запоминающихся акцентов в декоре. Например, такими яркими акцентами могут стать разноцветные подушки, дизайнерская картина или ваза с цветами.
Еще один важный этап — подготовка пакета документов. В него входят паспорт собственника, договор купли-продажи, выписка из ЕГРН, технический паспорт объекта, справка об отсутствии долгов по коммунальным платежам, расширенная выписка из домовой книги, справки из психоневрологического и наркологического диспансеров. Дополнительно может потребоваться свидетельство о рождении ребенка, если недвижимость была приобретена за материнский капитал, брачный договор или согласие супруга на продажу квартиры, доверенность, если в сделке принимает участие доверенное лицо.
«Заняться подготовкой документов необходимо заранее — еще на этапе поиска покупателя. По нашим данным, свыше 30% собственников имеют юридические недочеты в документах на квартиру, а порядка 85% и вовсе не собирают необходимый пакет до момента продажи. Это значительно замедляет сделку, а в некоторых случаях приводит к потере покупателя. Оперативно собрать весь пул документов, объективно оценить стоимость лота, составить объявление, избежать конкуренции с другими продавцами, организовать показ квартиры, качественно и безопасно провести сделку поможет опытный риелтор. Услуги специалиста значительно ускорят процесс реализации и позволят избежать подводных камней», — отмечает Елена Мищенко, руководитель департамента городской недвижимости «НДВ Супермаркет Недвижимости».