Для полноценного развития электротранспорта в столичном регионе необходимо дополнительно 2,5 ГВт электричества. Более того, для увеличения доли парковочных мест, обеспеченных электрозарядками, необходимо пересмотреть нормы пожарной безопасности и наладить сотрудничество между застройщиками, городскими властями и ПАО «Россети Московский регион». Об этом на панельной дискуссии «Зеленый сертификат. Как Москва присваивает предприятиям ESG-статусы» в рамках конгресса Urban ESG 2024 заявил исполнительный директор Клуба инвесторов Москвы Владислав Преображенский.
«Если посмотреть на проблему зеленого строительства с точки зрения потребителей, то есть спрос на такие технологии, и горожане хотели бы жить в современных домах, отвечающих требованиям «зеленой» повестки. Кроме того, существует большой запрос на электротранспорт и создание необходимой для него инфраструктуры. Законодательная база для развития этого сегмента создана: в 2020 году был подписан Указ Президента, в 2021 году было принято распоряжение Правительства РФ, согласно которому почти все регионы страны должны к 2025 году увеличить объем электротранспорта на своих территориях», — отметил Владислав Преображенский. Однако, по его словам, девелоперы не могут реализовать этот запрос из-за ограничений по пожарной безопасности — застройщики не имеют права оборудовать парковочные места электрозарядками ниже минус первого этажа и паркинги площадью более 1200 кв. м, что делает такие парковки очень дорогостоящими. «Более того, у застройщиков есть проблемы с ростом себестоимости строительства, т.к. энергетики выставляют за эти зарядки слишком дорогие счета за мощность», — добавил эксперт.
Для решения этой ситуации необходима совместная работа городских властей, застройщиков и Россетей. Например, в случае обеспечения электропарковками 10% парковочных мест в жилом доме, московские власти могут давать скидку за плату на смену вида разрешенного использования земельного участка. В частности, подобные меры стимулирования уже используются в рамках городской программы по созданию мест приложения труда за пределами исторического центра, и они доказали свою эффективность.
Одним из решений может в будущем стать также использование специальных сертификатов Правительства Москвы, подтверждающих ESG-статус конкретных предприятий. При оценке деятельности предприятий будут учитываться около 90 показателей по таким направлениям, как социальный и управленческий аспекты, влияние на окружающую среду и экологию. «Использование новых сертификатов Правительства Москвы будет полезным в зависимости от их наполнения, если у них появится реальное измерение, это станет интересным для бизнеса. Например, важной частью экологичного строительства является энергоэффективность. Для девелоперов, которые занимаются возведением энергоэффективных домов, предусмотрен ряд льгот в Налоговом кодексе, но чтобы эти льготы были применимы, необходимо создать критерии отнесения объектов к энергоэффективным: для жилых зданий такие критерии уже разработаны, а для нежилых их по-прежнему нет», — отметил Владислав Преображенский. По его словам, каждый регион должен принять свой соответствующий нормативный акт, и в Москве в настоящий момент такой нормативный акт пока не принят.
Конгресс Urban ESG 2024 был проведен в Москве в отеле Carlton 1 марта 2024 года. Мероприятие, организатором которого выступил Moscow Urban Forum, прошло при поддержке Департамента градостроительной политики и Департамента инвестиционной политики города Москвы. Цель конгресса — выявить актуальные способы и инструменты для приведения градостроительной и экономической политики городов в соответствие с принципами устойчивого развития.