Уже давно ведутся разговоры о том, что в скором времени девелоперов, реализующих в Москве комплексы апартаментов, могут обязать создавать объекты социальной инфраструктуры, как это делается при строительстве жилья. По мысли городских властей, поскольку апартаменты используются как жилые помещения, девелоперы обязаны обеспечивать их обитателей школами, детскими садами и поликлиниками. Высказывается также мнение, что наличие этих объектов повысит спрос на такие жилые комплексы. Так ли это?
Для девелопера ниша апартаментов интересна сразу по нескольким причинам. Реализация подобных проектов предполагает преодоление меньшего количества бюрократических препон, что во многом упрощает задачу застройщикам. Кроме того, зачастую комплексы апартаментов создаются на месте уже существующих зданий за счет их реновации. Это сокращает срок реализации проекта и дает девелоперу возможность установить более низкую стоимость квадратного метра, чем в среднем по данному району в данном классе жилья.
В результате апартаменты представляют собой крайне привлекательное для покупателя «смешение классов». По качественным характеристикам они могут относиться к классу бизнес или элит, а их ценовой уровень будет ниже предложения для квартир соответствующего класса на 15-20 %.
Неудивительно поэтому, что первыми на апартаменты обратили внимание инвесторы, поскольку при сдаче такого жилья в аренду вложенные деньги окупаются быстрее, чем при покупке квартиры. Как показывает практика, апартаменты пользуются большим спросом у тех арендаторов, которым социальная инфраструктура не нужна по определению. Это, в частности, экспаты, работающие по срочным контрактам, и компании, снимающие жилье для представительских целей и собственных командировочных. Особенно их привлекают небольшие апарт-комплексы в центральных районах Москвы, которые появляются в результате редевелопмента бывших промышленных предприятий. Такие проекты предлагают своим обитателям комфортную жизнь в историческом районе города с развитой инфраструктурой и, как правило, имеют интересную архитектурную концепцию, что и делает их интересными для подобных арендаторов.
Со временем этот формат жилья закрепился на рынке и на апартаменты стали обращать внимание люди, приобретающие их для собственного проживания. Сейчас это основные покупатели апартаментов, при этом среди них отчетливо выделяются две основные категории. К первой относятся активные, не обремененные семьей молодые люди. Задумываясь о приобретении собственного жилья, многие из них встают перед выбором: однокомнатная квартира на окраине Москвы или апартамент той же площади в центре. И очень часто определяющим становится именно фактор location, что вполне объяснимо: молодые люди хотят жить поблизости от места работы и проведения досуга, в районе, где много ресторанов, кафе, кинотеатров, магазинов, фитнес-центров и т. д.
Развитая инфраструктура центра Москвы привлекает и вторую категорию покупателей – семейных людей, у которых уже есть квартира или дом и которые приобретают апартаменты как второе или представительское жилье. Обычно дети из таких семей посещают частные школы или детские сады, которых много в центре города. А кроме того, большие возможности для развития детей предлагает культурная инфраструктура исторических районов столицы.
Другими словами, покупатели апартаментов предъявляют к инфраструктуре жилого комплекса и района, в котором он расположен, несколько иные требования, чем покупатели квартир в районах массовой застройки. Для таких людей важно, чтобы в шаговой доступности от дома были частные детские сады, школы, медицинские учреждения, а также культурно-развлекательные объекты.
При этом некоторые девелоперы учитывают пожелания своих потенциальных покупателей уже на стадии проектирования. «Задумывая создать комплекс апартаментов, мы всегда сначала изучаем район, в котором он будет располагаться, на предмет наличия всей необходимой для будущих жильцов инфраструктуры. Кроме того, мы продумываем инфраструктуру самого комплекса, опираясь на понимание того, какие объекты будут пользоваться спросом у наших покупателей, – говорит руководитель департамента продаж инвестиционного фонда STONE HEDGE Анастасия Малкова. – Опросы показывают, что большинство будущих обитателей апартаментов желают видеть в комплексе объекты торговли, фитнес-центр, паркинг и частный детский сад. Поэтому в своих проектах мы реализуем именно эти объекты инфраструктуры».
Таким образом, ответственные девелоперы, работающие в сегменте апартаментов, уже сегодня ориентируются на пожелания покупателей. Поэтому они выбирают для реализации своих проектов районы с развитой инфраструктурой, а также создают в жилых комплексах те объекты, которые будут востребованы их обитателями.