Приобретая новое жилье, покупатель старается выбрать для себя наиболее комфортабельные условия проживания. Прежде всего, это местоположение дома, удобная транспортная доступность, а также наличие необходимой социальной инфраструктуры вблизи ЖК. Но, разумеется, немаловажным фактором при приобретении новостройки является, расположение окон и этаж будущего жилища.
В случае принятия новых норм, к осени 2016 года у будущих покупателей не будет возможности купить жилье на первых этажах. Согласно разработанному постановлению Главархитектуры Московской области, первые этажи в многоэтажных домах отдадут под коммерческие помещения – магазины, аптеки, парикмахерские и другие услуги быта.
По данным компании «Азбука Жилья», по итогам мая 2016 года, доля коммерческих помещений, расположенных на первом этаже и находящихся в продаже, выраженная в количестве корпусов в границах Московской области составляет 33,0%, что незначительно меньше уровня 2015 года (36,6%). При этом аналогичный показатель в границах «старой» Москвы значительно выше, а именно доля корпусов находящихся в продаже с наличием первого этажа в качестве объекта коммерческой инфраструктуры, по итогам мая 2016 года составляет 44,9% от общего количества корпусов находящихся в продаже.
Как правило, в границах «старой» Москвы идет точечная застройка районов, где развитая инфраструктура. Ввиду наименьшей площади девелоперы использовали первые этажи под коммерческие помещения еще до введения моратория. У застройщиков Московской области таких ограничений не было и коммерческие площади чаще размещались в отдельно стоящих зданиях.
Также, стоит понимать, что отведение всех площадей первого этажа под коммерческое назначение является довольно рискованным вложением застройщика. Риск заключается в заполняемости таких помещений, а также эксплуатационных расходах по его содержанию.
В проектах эконом-класса коммерческие площади преимущественно представлены в меньшем объеме, нежели в проектах комфорт-класса, так как основным критерием выбора жилья для покупателей эконом-класса является бюджет покупки квартиры, который может быть существенно меньше на 1-ом этаже жилого комплекса.
При этом в домах высшего ценового сегмента, бизнес и элит классов, верхние и нижние этажи отличаются в цене на 15-20%. Здесь для покупателя видовые характеристики – принципиальный фактор. Поэтому в одном и том же проекте бизнес-класса квартиры, которые имеют вид на парк, водоем или исторические достопримечательности, могут быть на 20% дороже, таких же по площади, но с более скромными видами.
Стоит учитывать, что стоимость жилья на первых этажах, если таковая все же возводится, зачастую имеет свой определенный дисконт, который определяется застройщиками согласное его ценовой политики. Так, к примеру, при многоэтажной застройке часто встречается, что застройщик делает скидку на стоимость квадратного метра на первые три этажа в размере 5-10%. На этажах среднего уровня стоимость квадратного метра, напротив, возрастает на 7-12%, и при этом максимальное значение цены квадратного метра достигает на верхних этажах - в рамках 10-15%.
Например, в ЖК «Афродита», который реализует «Азбука жилья» в г. Мытищи, уровень цен на однокомнатные квартиры, расположенные на первых этажах составляет порядка 65,6 тыс. руб./кв. м. Уровень цен на средних этажах на аналогичный тип квартир возрастает до 70,8 тыс. руб./кв. м, а уровень цен на аналогичные квартиры на верхних этажах равен 71,9 тыс. руб./кв. м. Соответственно процент удорожания стоимости квадратного метра квартир на средних этажах составляет 7,9%, и 13,9% для квартир на верхних этажах.
Иногда застройщики предпочитают не изменять стоимость квадратного метра в зависимости от этажа. В рамках 10-15 % цена квадратного метра может меняться относительно стороны света и видовых характеристик. Встречаются и проекты, в которых уровень цен единый для всех квартир.
Примером является ЖК «Центр-2», реализуемый компанией «Азбука Жилья» в г. Железнодорожном. Уровень цен на однокомнатные квартиры расположенные на первом этаже составляет порядка 77,0 тыс. руб./кв. м, а уровень цен на аналогичные квартиры на других этажах также равен 77,0 тыс. руб./кв. м. При этом, наименее ликвидный объем предложения представлен со скидкой в размере 2 000 руб. с квадратного метра.
Зачастую квартиры на первых этажах дешевле квартир на более высоких, в связи, с чем конечно являются наиболее привлекательными в глазах потенциальных покупателей с ограниченным бюджетом покупки. Мораторий на строительство жилых помещений на первых этажах новостроек, который планируют ввести городские власти на территории Московской области, приведет не только к увеличению бюджета покупки, но сделает для части граждан невозможным покупку квартиры, которая подходит им по местоположению, инфраструктуре и стоимости.