Мы привыкли, что большинство поселков в сегментах «премиум» и deluxe расположены максимально близко к столице. Кто выбирает дорогое загородное жилье подальше от Москвы и как складывается элитный рынок в соседних регионах? Рассказывает Валентин Зуев, ведущий эксперт компании VillagioEstate.
Элитные организованные поселки для постоянного проживания на окраине Московской области – это практически утопия. По данным аналитического центра VillagioEstate, 90% проектов «премиум» и deluxe (то есть 60 поселков) расположены в пределах Малого бетонного кольца, оставшиеся 10% (7 поселков) – между Малой и Большой «бетонкой». Конечно, существует отдельные особняки в живописных уголках около «большой воды», но это скорее элитные дальние дачи, которые выбирают для сезонного проживания. Но и в этом случае речь идет либо о частном секторе, либо о совсем камерных поселках до 15 коттеджей. Это уже давно сформированный вторичный рынок, большие участки до нескольких гектар. Но основной элитный рынок, повторюсь, сосредоточен на расстоянии не более 30 км от Москвы, в первую очередь, говорим о западных направлениях, включая Новую Ригу и Рублевку.
В регионах, в том числе в областях, граничащих с Подмосковьем, есть свои элитные анклавы. Рассчитаны они на местную политическую и бизнес-элиту, вернее эта аудитория сама строит такие поселки.
Дорогие проекты в регионах по соседству стали развиваться в середине 2000-х годов, но начиная с прошлого кризиса процесс забуксовал. Главная особенность регионального элитного девелопмента – более узкая аудитория. Объем дорогостоящей недвижимости определяется экономикой субъекта, то есть наличием соответствующих семей, которые могут позволить себе такое жилье. В каждой области, расположенной по соседству с Московским регионом, их, как правило, не более 200 человек. В результате удовлетворение спроса происходит очень быстро, так как покупатели в какой-то момент просто заканчиваются. Это принципиальное отличие от Подмосковья, где постоянно продолжается воспроизводство спроса: аудитория шире, дома приобретают для детей или родителей, в качестве инвестиций и т.д.