Мэр Москвы Сергей Собянин 10 ноября провел совещание по градостроительному развитию Новой Москвы. В совещании приняли участие столичные чиновники, а также девелоперы и инвесторы, работающие на присоединенных к Москве территориях. Один из участников совещания – Михаил Михайлов, генеральный директор компании MD Group (девелопер микрорайона «Новое Бутово») – прокомментировал основные тезисы выступления столичного градоначальника.
Строительство дорог на частные деньги
Основой транспортного каркаса Новой Москвы станет выход метрополитена на новые территории, реконструкция Калужского шоссе. Уже в 2013 году, по словам мэра, начнется строительство шести автомобильных дорог, которые сформируют транспортные связки между основными магистралями, проходящими по территории. При этом столичные власти рассчитывают на участие инвесторов в строительстве дорог, особенно там, где их объекты примыкают вплотную к транспортной сети.
Михаил Михайлов: «Мы готовы участвовать в строительстве транспортной инфраструктуры, более того, строили бы дороги сами, если бы это было возможно – ведь это повышает привлекательность жилого комплекса. Однако девелопер имеет право строить только на территории, которая ему принадлежит. Поэтому мы не можем просто спроектировать дорогу на землях других собственников и ее построить. Для участия в строительстве дорог должна быть, во-первых, сформирована территориальная схема транспортной сети, а во-вторых, сами вложения инвесторов должны обрести некую форму – например, частно-государственное партнерство, долевое участие, взносы в дорожный фонд».
Нет спальным районам
Основой застройки Новой Москвы должно стать комплексное освоение территорий. По словам Сергея Собянина, строительство жилых объектов без необходимой социальной инфраструктуры может быть заморожено вплоть до достижения договоренностей с девелопером о строительстве необходимой инфраструктуры.
Михаил Михайлов: «Возможная заморозка строительства может затронуть объекты, на которых строительство еще толком не начато, продажи не ведутся. Что касается активно развивающихся проектов, администрация, скорее всего, будет искать компромиссы – без использования радикальных мер. Многие застройщики Новой Москвы столкнулись с тем, что изначально проектировали свои объекты с учетом областных нормативов, а после включения этих территорий в Москву пришлось учитывать уже столичные нормы и вносить изменения в инфраструктуру. Например, в ЖК «Новое Бутово» мы, сразу после того как поняли, что стали Москвой, заказали перерасчет генплана по социальным объектам. Выяснилось, что емкости некоторых инфраструктурных сооружений (детских, спортивных) надо увеличить. Например, детский сад по проекту был рассчитан на 220 мест, а по Московским нормам нужно 350 мест, никакой серьезной проблемы с тем, чтобы увеличить детский сад, нет. А школа у нас оказалась даже больше, чем нужно – она рассчитана на 850 мест, тогда как по нормативом необходимо лишь 740 мест».
Полицентричное развитие
Еще одним базовым принципом развития новых территорий Сергей Собянин назвал полицентричность, что означает развитие новых центров деловой и социальной активности на присоединенных территориях. По словам мэра, обеспеченность рабочими местами на новых территориях, а также в соседних районах Москвы и области, составляет около 10% от численности населения. В Новой Москве необходимо создать рабочие места для них, чтобы людям не приходилось ездить на работу в центр мегаполиса.
Михаил Михайлов: «Рабочие места можно создавать и на относительно небольших территориях. Например, рядом с ЖК «Новое Бутово» мы строим большой торговый центр, который даст работу примерно 2 тысячам жителей жилого комплекса и соседних районов Москвы и Подмосковья. Однако настоящие центры притяжения деловой активности и рабочей силы должны создаваться на более крупных территориях. И просто построить бизнес-центр или, например, индустриальное здание недостаточно. Необходима какая-то сильная идея, которая привлечет бизнес в новый район, будет стимулировать компании переехать из центра Москвы за МКАД. Должна быть выгода, которая заключается не только в более низких арендных ставках. Такими идейными местами могут стать аэропорты, уже существующие развитые города с собственным производством (например, наукоград Троицк)».