Открытие станций метро отражается не только на жизни жителей близлежащих домов, но и рынке вторичной жилой недвижимости. Насколько новые станции метрополитена оказывают влияние на вторичный жилой рынок, зависит от различных факторов. Департамент консалтинга и аналитики компании «Азбука Жилья» проанализировал степень влияния открывшихся за последний год станций метро на вторичный рынок.
В рамках анализа рассматривались станции, введенные в эксплуатацию в течение года. Всего с начала весны 2017 года и по сегодняшний день было запущено 12 новых станций метро. Открывались они, преимущественно, группами:
март 2017 года – 3 станции Солнцевской линии (Раменки, Ломоносовский проспект, Минская); февраль 2018 года – первые 5 станций Большой кольцевой линии (Деловой центр, Шелепиха, Хорошевская, ЦСКА, Петровский парк); март 2018 года – 3 станции Люблинско-Дмитровской линии (Селигерская, Верхние Лихоборы, Окружная).Исключением является только станция Ховрино, которая открылась в конце декабря 2017 года.
«Востребованность новых станций определяется тем, насколько удобно и быстро теперь жители районов будут добираться до метро. Станции Большой кольцевой линии, которые в будущем станут важной артерией метрополитена, сейчас не улучшают ситуацию в районах расположения. Они открылись вблизи уже существовавших ранее станций. Среди них можно выделить только станцию ЦСКА, которая расположена в глубине жилого района Хорошевский. Здесь наблюдалась положительная динамика стоимости квадратного метра. При этом открытие станции Минская, которая расположена вне основной жилой застройки, слабо повлияла на стоимость жилья», - отмечает Владимир Каширцев, генеральный директор компании «Азбука Жилья».
Рост стоимости 1 квадратного метра вторичного жилья сразу после открытия станции в среднем составлял 4%. Наибольший рост наблюдался в зоне у метро Ломоносовский проспект (6%) и Ховрино (5%). Единственная отрицательная динамика при сравнении данных показателей – у метро Окружная, где стоимость за месяц уменьшилась на 4%. Это связано с тем, что жители вблизи новой станции ранее могли пользоваться станцией Петровско-Разумовская. Открытие новой станции не оказало влияние на стоимость квартир. Цены остались подвержены общей рыночной динамике.
Наибольшая динамика стоимости квартир прослеживается через определенный промежуток времени после открытия. Стоимость жилья снижается. Так, стоимость квадратного метра у станции Ломоносовский проспект через 12 месяцев после открытия уменьшилась на 6%.
Стоимость квадратного метра уменьшилась на 2% через 3 месяца после открытия станции Ховрино. Сразу после открытия станции ЦСКА стоимость квадратного метра увеличилась на 4%, а в конце месяца произошло уже снижение стоимости на 2%.
Стабильно положительной динамикой характеризуется только зона в окружении станции метро Раменки. Стоит отметить, что речь идет не в целом о районе, а только о домах, расположенных в пешеходной доступности от новой станции.
В ближайшее время можно ожидать положительную динамику у станции Селигерская. Характеристики ее расположения схожи со станцией Раменки. Ранее до зоны ее размещения приходилось долго добираться от существовавших станций.
«Справиться с текущими негативными тенденциями на вторичном рынке новые станции метро помогают только домам, которые расположены на расстоянии пешей доступности и только в тех районах, где ранее поблизости отсутствовали какие-либо станции метро. На основании заявления Правительства Москвы в 2018 году ожидается открытие еще 17 станций, что даст возможность стабилизировать стоимость жилья в ряде локаций. К наиболее актуальным станциям можно отнести строящиеся станции Мичуринский проспект и Очаково Солнцевской линии, которые будут обслуживать удаленные районы вблизи МКАД, а также станции, продолжающие эту же ветку до районов Солнцево и Ново-Переделкино», - говорит Владимир Каширцев, генеральный директор компании «Азбука Жилья».