За прошедший год на территории нашей страны сдано в эксплуатацию около полутора миллионов квадратных метров торговых помещений. Большая часть, 60%, пришлось на регионы, остальные 40 — на обе столицы. В целом, темпы прироста недвижимости в торговой сфере по сравнению с 2015-м снизились на 5%.
Сегодня в нашей стране доступно около 20 млн квадратных метров магазинов. При этом уровень пустующих площадей к декабрю немного снизился — с 10 до 8%. Несмотря на то, что рынок отечественной коммерческой недвижимости по объемам считается самым большим в Европе, показатель доступных магазинов по площади на одного человека у нас в стране пока небольшой — например, в Норвегии он в три раза выше. Очевидно, что в ближайшее время темпы строительства новых торговых центров снизятся, но не прекратятся.
Также нужно учитывать, что каждый ТЦ переживает периоды повышенного и пониженного интереса со стороны покупателей. Пережить снижение трафика при этом способны не все, многим приходится переориентироваться.
Продолжительность жизни каждого ТЦ напрямую зависит не только от его местоположения, но и других действий руководства. В частности, в 2016-м многие арендодатели перешли на новую схему расчета арендной ставки. Теперь тариф рассчитывается не на основании предоставляемой площади, а отталкивается от общего товарооборота. Также часть девелоперов стала перекладывать часть расходов по отделке и проводке коммуникаций на будущих арендаторов, сдавать больше помещений якорным магазинам. В дальнейшем, уверены эксперты, такая тенденция сохранится.