По данным «ИНКОМ-Недвижимость», количество новых поселков, вышедших на загородный рынок Москвы в III квартале, снизилось до минимальных показателей на уровне 2009 года. Всего с июля по сентябрь на рынке появилось 15 новых проектов.
Сейчас на загородном рынке Москве выставлено 853 проекта, почти столько же, сколько и в III квартале 2015 года (856 проектов) и чуть больше, чем во II квартале текущего года (843 проекта). Новых проектов за III квартал 2016 года вышло всего 15, тогда как в аналогичном периоде прошлого года – 25. Именно поэтому сравнивать текущее количество новых проектов, по мнению экспертов, целесообразно только с 2009 годом, когда на рынок выходило порядка 10 поселков за квартал.
Общий объем предложения на подмосковном загородном рынке сейчас составляет 71 017 объектов, примерно столько же, сколько и в III квартале 2015 года (71 309 лотов) и на 3,6 % больше, чем во II квартале 2016 года (68 851 объект). Небольшой рост количества лотов специалисты объясняют тем, что застройщики вместо открытий новых проектов предпочитают расширять очереди уже существующих.
За последний год не произошло и заметных изменений в структуре предложения по форматам и классам загородной недвижимости. На данный момент 61 % от всего объема на рынке – это УБП, 22 % – «малоэтажки», по 7 % – коттеджи и таунхаусы, 3 % – дуплексы. Доля на рынке заметно выросла только у малоэтажного строительства – на 6 % в сравнении с IIIкварталом прошлого года. К сегменту «эконом» относится сейчас до 76 % от всех лотов, к сегменту «комфорт» – 16 %. На долю бизнес-класса приходится всего 4 % от всего предложения, на долю «премиума» и «де люкса» – по 2 %.
Как отмечают эксперты компании, резкое снижение числа новых проектов на подмосковном загородном рынке вполне можно расценивать как следствие общего кризиса в экономике. Застройщикам все труднее выполнять свои обязательства по уже заявленным проектам, не говоря уж о том, чтобы выводить на рынок новые.
Для потенциальных покупателей загородной «недвижки» у специалистов есть 2 новости – как обычно: хорошая и плохая. Хорошая в том, что рынок покупателя уже сформировался, и вероятность найти выгодное предложение сейчас довольно высокая (если, конечно, не гоняться за совсем уж бросовыми ценами). Плохая в том, что объем достойных предложений уже резко сократился и будет сокращаться и далее, по крайней мере, в ближайшие 6 месяцев.
Эксперты наметили еще одну возможную тенденцию роста объема предложения к весне-лету будущего года. Предложение, впрочем, будет расти не за счет появления на рынке новых поселков, а вследствие «реставрации» старых, забранных кредиторами после банкротства первоначального девелопера-собственника. При этом «реставрация» может произойти вместе с повышением классности и комфортности проектов под старыми брендами, но с новыми хозяевами.