Переполох на рынке недвижимости

Переполох на рынке недвижимости
Портал о недвижимости Move.ru (495) 134-00-05 г. Москва, Высоковольтный пр, д.1, стр. 49, офис 330
Портал о недвижимости Move.ru

То, что сегодня происходит с российским рынком недвижимости, трактуют по-разному. Кто-то называет текущую ситуацию кризисом, а кто-то паникой. Есть ли разница? Безусловно: кризис явление объективное, а вот паника – скорее характеристика настроений участников рынка, чем отражение реальной экономической ситуации.

Позиции при этом расставлены более чем четко – девелоперы, как правило, склонны называть охлаждение рынка и последующие преобразования на нем паникой и объяснять стагнацию отложенным спросом, инфляцией ожиданий, кризисом доверия к банковской системе, тогда как журналисты склоняются к объективизации явления и называют его кризисом, перекочевавшим в нашу экономическую систему из-за границы.

Кто прав? Если отвлечься от предпосылок и первопричин, а также масштабов ситуации, правы обе стороны – мы можем наблюдать как объективно-кризисную ситуацию на рынке, вызвавшую стагнацию и заморозку цен, так и ее субъективные последствия – панику участников рынка и отложенный спрос покупателей.

В самом отложенном спросе нет ничего страшного – он понятен и объективно обоснован. Покупатели ждут момента, когда упадут цены на жилье. А продавцы, в свою очередь, ждут момента, когда покупатели устанут ждать.

Если в этой ситуации, которая давно уже превратилась в мексиканскую ничью, начать искать «виновного», то найти его можно без всяких проблем: это массмедиа, которые донесли до конечного потребителя информацию о возможном падении цен на недвижимость. И с этой точки зрения логика обвинителей также проста и понятна – кому понравится назойливый информатор, который обещает покупателям «скоро будет дешевле»? Так-то оно так, но и обвинения в «расшатывании рынка» со стороны девелоперов, адресованные СМИ, абсурдны. Никто из журналистов не подписывал протокол о неразглашении этой информации. Если рынок объективно здоров, и единственная причина нынешнего охлаждения – отложенный спрос покупателей, уже в ближайшее время все вернется на круги своя – и цены, и проекты, и готовые вкладывать в них деньги покупатели.

Тем не менее, желание найти «крайнего» и заставить его замолчать у девелоперов по-прежнему велико. Новую волну неприятия медийной критики запустил Сергей Полонский, подписав вместе с Ассоциацией строителей России памятное всем нам письмо, которое предписывало журналистам выступить на стороне девелоперов и начать искать позитив. Эта идея нашла поддержку в кругах девелоперов, и недавно появилось новое воззвание – генеральный директор инвестиционного агентства недвижимости «Est-a-Tet» Кайдо Каарма призывает «остановить тех, кто, спекулируя словами, пытается заставить рынок недвижимости лихорадить».

«Мы призываем всех, кто пытается спекулировать словами, трезво оценивать ситуацию и не сеять панику в обществе, внушая людям то, для чего нет реальных предпосылок. В конечном счете, от подобных прогнозов пострадают непосредственно сами покупатели», – пишет Кайдо Каарма.

Сам текст воззвания, в котором описывается воздействие отсутствия активного спроса покупателей на рынок недвижимости, цитировать нет смысла. Равно как и нет смысла объяснять автору, что любые колебания спроса – не катастрофа, а нормальная составляющая любого предпринимательства, и компании, которые не в состоянии прожить хотя бы месяц без ажиотажного спроса и дешевых кредитов, в конечном итоге, в собственном крахе виноваты сами – непрофессионализм раньше легко прощался на самом перегретом рынке страны, а сейчас, видимо, наступило время расплаты. Все это очевидно, интересно другое – риторика этого письма разительно отличается от риторики письма АСР.

Первое было адресовано журналистам, второе в качестве своих респондентов рассматривает, видимо, конечных потребителей. Первое содержало просьбу, предложение сотрудничать, и, невзирая на отдельные моменты, в целом рассматривало журналистов как потенциальных союзников, которые плывут в «одной лодке» с застройщиками.

Второе же не предлагает и не просит – оно напрямую обвиняет журналистов в нынешней плачевной экономической ситуации, и слова подобраны соответственно – тут и спекуляция, и сеяние паники, и даже угрожающий прогноз о том, что от рук журналистов в итоге пострадает именно покупатель – простой человек, нуждающийся в крыше над головой. Тем более удивительно, что в распространении послания и доведении его до ведома «пострадавших» покупателей Кайдо Каарма полагается на помощь нерадивых журналистов.

При этом вопрос о том, подешевеет ли жилье на самом деле, остается весьма спорным. Выкуп большей части квартир экономкласса городом и государством, замороженные объекты, дефицит квадратных метров на рынке могут привести не к падению, а к росту цен. Если добавить сюда возможную инфляцию, становится ясно, что вероятность повышения цен исключить нельзя. Более того, об этом вероятном повышении уже успели написать такие издания, как «Ведомости», «Взгляд», «РБК daily», «КоммерсантЪ», и наш портал не оставил своим вниманием эту тему. Поэтому говорить об однобоком «медвежьем» освещении событий в СМИ, пожалуй, не стоит – по крайней мере, не ознакомившись с их содержанием на досуге.

Яна Хмелевская

Хотите получать новости на почту?

Подпишитесь на рассылку!

  • Комментарии: 3
Добавить комментарий
22 октября 2008, 06:46
0
Ответить Пожаловаться
Обвинять журналистов, прессу и так далее проще всего. Найти крайнего всегда хочется и часто это получается. Наличие кризиса вызвано не усилиями журналистов. Они только выполняют свою работу - донести информацию до людей. Возможно, что если бы специалисты по кризису, экономисты со своей стороны доносили бы информацию до людей, то паники бы не было.
22 октября 2008, 17:41
0
Ответить Пожаловаться
Во всем виноваты журналисты, спекулянты и правительство:) Если честно, я порой удивляюсь откровенной наглости наших застройщиков: рынок монополизирован, цены на квартиры завышены до небес и позволяют им получать сверхприбыли. При всем этом, к клиентам в действительности относятся как к быдлу. И вот, когда у них начинаются проблемы - виноваты журналисты!
22 октября 2008, 17:57
0
Ответить Пожаловаться
5 баллов. Также считаю. Я еще на БарКэмпе в виносыре говорил, что вся ипотечная программа - мыльный пузырь. Не ожидал конечно, что он так быстро лопнет и предпосылки пойдут из-за бугра, однако конец предвещал именно такой.
Ваш комментарий

Ваше имя *

E-mail или телефон: *

Войти через

Комментарий: *

Горячие спецпредложения