Реклама
Рекламодатель ПАО «СБЕРБАНК РОССИИ», ИНН 7707083893
Закрыть

Кризис на рынке ретейла

Кризис на рынке ретейла
Портал о недвижимости Move.ru (495) 134-00-05 г. Москва, Высоковольтный пр, д.1, стр. 49, офис 330
Портал о недвижимости Move.ru

Кризис на рынке недвижимости добрался и до сегмента коммерческой недвижимости. Эксперты зафиксировали сокращение строительной активности на рынке торговых площадей Москвы.

Речь идет о сорванных сроках и перенесенных датах открытия нескольких торговых центров, которые не откроют свои двери в 2008 году. Да и всего за этот период не было открыто ни одного объекта, хотя анонсировалось не меньше шести. Причина для «неторопливости» девелоперов торговой недвижимости — сложности с финансированием проектов, которые начались сразу после событий на мировом рынке недвижимости. Кризис привел к ужесточению условий предоставления кредитов, и компаниям стало сложнее привлекать заемные средства для затяжных строек.

По данным мониторинга RRG, средняя площадь предлагаемых к продаже объектов снизилась за год (по сравнению с 1-м полугодием 2007 года) на 9%, а в пределах Садового кольца — на 50%. В центре столицы средняя площадь предлагаемых помещений в 1-ом полугодии 2008 года равнялась 470 кв. метрам. За первое полугодие 2008 года в Москве открылось 3 торговых центра, что, по данным консалтинговой компании Colliers International, обусловило рост предложения торговых площадей на 131 тыс. кв. метров (арендуемой торговой площади (GLA) — 59 700 кв. метров). На данный момент общая площадь 63 функционирующих профессиональных торговых центров Москвы составляет 3 564 000 кв. метров (GLA — около 1 869 000 кв. метров). В расчете на тысячу жителей мегаполиса приходится около 180 кв. метров в таких торговых центрах — то есть по 0,18 кв. метров на каждого.

Аналитики предполагают, что до конца 2008 года будет введено менее трети запланированных торговых площадей — остальные будут запущены в эксплуатацию значительно позже. Пока неизвестно, будут ли в числе отсроченных объектов временно «замороженные», девелоперам которых не достает денег для продолжения строительства на данной стадии.

При этом на самом рынке тенденции остались прежними — спрос существенно превышает предложения, а потребности ретейлеров в торговых площадях все время растут. Последнее обусловлено изменением формата розничной торговли в столице — ожесточение конкуренции привело к необходимости увеличения экспозиции и ассортимента товара, а значит, и к увеличению торговой площади для магазина.

Однако не все эксперты придерживаются «кризисной» версии причин переноса сроков запуска ТЦ. По мнению представителей отдельных компаний, задержка сроков сдачи объектов стала уже привычной для рынка и может быть обусловлена множеством причин — от смены подрядчиков до перехода девелоперов на региональные рынки, где строительство ТЦ длится обычно дольше, чем в Москве.

Хотите получать новости на почту?

Подпишитесь на рассылку!

  • Комментарии: 0
Добавить комментарий
Ваш комментарий

Ваше имя *

E-mail или телефон: *

Войти через

Комментарий: *

Горячие спецпредложения