Реклама
Рекламодатель ПАО «СБЕРБАНК РОССИИ», ИНН 7707083893
Закрыть

Налог на отдых в Крыму

Налог на отдых в Крыму
Портал о недвижимости Move.ru (495) 134-00-05 г. Москва, Высоковольтный пр, д.1, стр. 49, офис 330
Портал о недвижимости Move.ru

Середина июля 2017 года ознаменовалась принятием Закона о курортном сборе подавляющим большинством депутатов Госдумы РФ с третьего чтения. Этот проект носит экспериментальный характер и действует до конца 2022 года. Если по окончанию тестового периода туристическая сфера в России изменится в лучшую сторону (и бюджет страны пополнится на приличную сумму), данный налог будет введен и в остальных курортных городах.

Налог на отдых в Крыму: суть курортного налогообложения

Согласно введенному в действие с первого января следующего года Закону о курортном налоге, территорией применения этого проекта станут Краснодарский, Алтайский, Ставропольский края и полуостров Крым. Органы самоуправления этих регионов, в свою очередь, до 01.12.2017г. обязаны принять собственные законодательные акты, регулирующие новый способ налогообложения на местах.

Субъектами РФ индивидуально утверждается список муниципальных образований, имеющих право взимать курортный сбор. Также предусматривается возможность выхода региона из эксперимента по объективным причинам.

Региональными администрациями устанавливается процедура подачи заявок и включения территорий муниципальных образований в налогооблагаемую зону, а также размер непосредственно курортного сбора и льготные категории граждан. Нужно отметить, что муниципальные области могут быть исключены из эксперимента, подав заранее соответствующую заявку.

Субъекты и объекты закона

С начала мая 2018г. совершеннолетние люди (физические лица), прибывшие на указанные в Законе территории с туристической целью более чем на сутки, обязаны уплатить курортный сбор. Сумма налога определяется конкретным регионом, но не должна быть выше пятидесяти рублей в сутки в течение 2018г. и ста рублей в сутки все последующие года до окончания срока действия Закона. Ее размер зависит от:

  • времени посещения курорта (сезона);
  • расположения муниципального образования;
  • длительности нахождения в определенном месте;
  • значимости зоны отдыха на общефедеральном и региональном уровнях;
  • другие факторы.

Возможно дифференцирование налога на отдых, вплоть до нулевых значений, если это будет предусмотрено региональными законодательными актами и оправдано в каждом конкретном случае.

Право взимания курортного сбора закреплено за любыми официальными (легальными) объектами размещения туристов: в том числе и частными апартаментами, хостелами и подобными заведениями, помещения которых предназначены и пригодны к индивидуальному либо коллективному временному проживанию. При этом должны соблюдаться некоторые условия:

  • сумма уплачиваемого туристом сбора не должна включаться в стоимость проживания;
  • в расчет налога не входит первый день размещения;
  • сумма налога платится до дня выезда (но не после) туриста из соответствующего объекта размещения.

Законом установлен перечень лиц, которые освобождаются от уплаты налогов на отдых: ветераны и блокадники, инвалиды (I, II гр.) и их сопровождающие, несовершеннолетние дети и студенты дневной формы обучения в ВУЗах, расположенных в курортных зонах, герои РФ и СССР, чернобыльцы, а также люди, чье пребывание в санаторно-курортных учреждениях связано со специализированным лечением. Список льготников может быть расширен на уровне субъектов России.

Контролирующие органы

Для централизации курортного сбора, будут созданы специальные фонды в региональных бюджетах. Расходование полученных средств будет возможно только на развитие и поддержание туристических инфраструктур.

Также в Законе определен порядок контроля над целевым расходованием курортных сумм. Эта функция возложена на специально созданный в субъектах РФ общественный совет. Таким образом, надзор за адресностью потраченных денег будут осуществлять общественные деятели.

Цели налогообложения

Цели, оправдывающие введение курортного налогообложения, заключаются в строительстве, ремонте, проектировании, восстановлении и благоустройстве рекреационных объектов:

  • парков и скверов;
  • городских лесов;
  • пляжей;
  • исторических памятников;
  • дорожной инфраструктуры;
  • развлекательных учреждений
  • иных объектов, предназначенных для поддержания жизнедеятельности туристов и удовлетворение их духовных и других потребностей.

Так, правительство РФ, основываясь на среднестатистические данные по посещаемости перечисленных в Законе регионов, определило примерный размер суммы, которая пополнит местный бюджет посредством курортного сбора:

  • Ставрополье – 2,02 млрд.руб.;
  • Кубань – 8,3 млрд.руб.;
  • Крым – 16,4 млрд.руб.

Расчет сделан без учета несовершеннолетних и льготных категорий граждан, посетивших курортные регионы в прошлых периодах, но принимая во внимание 5-процентный ежегодный прирост туристического потока. За основу взяли сумму в 50 руб.

Мировая практика

Россия – не первая страна, где вводится курортный сбор, причем как с иностранцев, так и со своих граждан. На полученные средства не только благоустраивают рекреационные объекты, но и проводят фестивали, возводят памятники и храмы (например – Саграда Фамилия в Барселоне). Вот несколько примеров курортного налогообложения в мире:

  • Итальянские курорты, а это 20 зон, берут ежесуточную плату с туристов до 5 евро с человека, в зависимости от класса отеля. В Венеции налог собирают исключительно в туристический сезон, а на сумму влияет квартал, в котором человек расположился;
  • Во Франции предусмотрен сбор от 1 до 3 евро, в зависимости от города. А в Париже за проживание в отеле до трех звезд берут 0,99 евро, а классом выше – от 1,5 до 4,4 евро;
  • Власти Египта взымают плату в 7 долларов с туристов в аэропортах Александрия, Южный Синай, Хургады, Асуан и Луксор;
  • В США (некоторых городах) туристы оплачивают ежесуточные 2 доллара фиксировано, и дополнительно 13,25% от оплаты за номер по месту размещения;
  • Куба установила размер туристического налога в 20 куков (ориентировочно – 20 долларов), и взымает их исключительно наличными после прохождения регистрации на рейс;
  • При посещении Доминиканской Республики наличие визы не требуется, однако в аэропорту Пуэрто Плата при прибытии и убытии берутся сборы в размере – по 10 долларов. При этом налогообложению не подлежат только транзитные пассажиры и дети до 2-х лет;
  • Германия, как и Амстердам, определили налог в 5-процентном размере от стоимости номера, а плата берется даже с детей на экскурсиях;
  • В Марокко размер налога также привязан к авиабилету, но зависит от его стоимости: эконом-класс оплачивает 100 дирхамов (9 евро), а бизнес-класс – в 4 раза дороже.

«Как видно, такой вид налогообложения достаточно популярен. Некоторые страны применяют прогрессивную шкалу сборов, которая разграничивает суммы отчислений бюджетных туристов и богатых» – рассказывает Алексей Шмонов, генеральный директор и сооснователь интернет-портала о недвижимости Move.ru.

Три из четырех экспериментальных субъектов РФ уже определились с размером и территорией будущего налогообложения:

  • Краснодарский край ограничил зоны взимания курортного сбора федерально и регионально значимыми городами: Анапой, Сочи, Геленджиком, Горячим Ключом и Туапсинским районом. Размер налога составит всего 10 руб. ежесуточно;
  • на Алтае туристы будут оплачивать налог на отдых по 30 руб. в день, предполагая дальнейшее повышение до 50 руб. Но зону эксперимента ограничили только курортом Белокурихой. Однако и это позволит (как планирует администрация) собрать в 2018г. 40 млн.руб.;
  • в Ставрополье максимально подняли планку до 50 руб. в сутки, но сбору подлежат только следующие курорты: Железноводск, Кисловодск, Ессентуки, а также Пятигорск. Администрация аргументирует тем, что при сегодняшней стоимости путевок, такой размер туристического налога незначительно удорожит отдых.

Только власти Крыма еще ведут обсуждения этого вопроса. Но в любом случае, до начала декабря уже должны быть готовы региональные законодательные акты.

Плюсы и минусы нововведения

Отношение людей к Закону о курортном сборе – неоднозначное. Чаще слышны негативные отзывы, так как любое подорожание, а также дополнительное налогообложение чистой прибыли (после уплаты всех налоговых отчислений) физических лиц никогда не вызывало радости. Основные отрицательные мнения сводятся к следующим аргументам:

  • и так недешевый отдых в России станет еще дороже, что не соответствует уровню существующего сервиса;
  • подобная мера сделает недоступным отдых для малообеспеченных семей;
  • многие туристы станут склоняться к нелегальному сектору либо предпочтут иные страны;
  • на фоне удорожания проживания и вытекающего отсюда падения туристического потока, уйдут в тень многие объекты размещения;
  • исходя из многолетней практики, незначительное повышение цен на что-либо влечет за собой кратное подорожание.

Но есть и положительные мнения об этом Законе. Они связаны с развитием отрасли в ближайшей перспективе, возможностью быстрого восстановления инфраструктуры после туристического сезона, а также улучшением качества услуг и привлекательности внутреннего туризма.

Опыт подобного налогообложения уже был в России: с 1991 по 2004 год взимался сбор в 5-процентном размере от минимальной зарплаты. С иностранцев, конечно же, брали больше. Но необходимость вывода бизнеса в легальное поле вынудила сокращать налоги, и этот сбор в том числе. На данном этапе цели туристического налогообложения благие и размеры отчислений невысокие (относительно общей ценовой политики в российской курортной зоне и аналогичных налогов в других странах). Остается надеяться на сознательность субъектов туристического бизнеса и ждать расцвета курортной привлекательности страны.

Хотите получать новости на почту?

Подпишитесь на рассылку!

  • Комментарии: 0
Добавить комментарий
Ваш комментарий

Ваше имя *

E-mail или телефон: *

Войти через

Комментарий: *

Горячие спецпредложения