Часто ли вам доводится, попав в чужую или съемную квартиру, испытывать то ни с чем не сравнимое чувство комфорта, которое можно обычно испытать только дома? Ощущение уюта, тепла и того, что тебя здесь очень ждали, совершенно ничем, на первый взгляд, не обусловленное. Существуют ли на самом деле квартиры, которые подходят определенным людям, и люди, которым нужно жить в определенных квартирах?Психологи говорят, что дом для людей — это, в первую очередь, место, в котором они чувствуют себя в безопасности. Древний инстинкт заставляет нас искать тихий угол, место, где не капает с крыши, не дует ветер, не доберутся враги или хищные звери. Там можно родить и вырастить детей. А инстинкт — штука упрямая, с ней не поспоришь.
Тогда почему представления об уютном доме — пусть даже подсознательные — так разнятся? Ведь по логике вещей, каждому из нас тогда идеально подходит каменная крепость с маленькими окошечками. Однако понятие безопасности не сводится к стенам и решеткам.
«У меня очень маленькая квартира, — рассказывает Анна. — Две комнаты размером с носовой платок — кухня и моя спальня, она же кабинет. Друзья называют её „квартира-табакерка“. Предлагали мне сделать перепланировку — в нашем доме есть возможность снести стену между кухней и комнатной. Но мне не хочется ничего менять. Мне очень нравятся маленькие комнаты в моей квартире — они такие уютные, теплые, забираешься туда, будто в гнездо, и больше ничего для счастья не нужно, разве что теплый плед и горячий чай».
Анна знает о своей психологической проблеме — боязнь открытого пространства у нее буквально с самого детства. Пасторальные сельские пейзажи с открытыми зелеными полями под синим небом повергают её в отчаяние и уныние. Но до того как она приняла участие в тренинге «Простые вещи как путь к счастью и душевному спокойствию», она и не задумывалась о том, почему выбрала именно эту квартиру — самую маленькую из предложенных, зато со скидкой и недалеко от метро, как сказал ей риелтор.
Максим же, напротив, живет в квартире на 14-м этаже. В его холостяцком логове очень мало мебели, нет ковров и двери между комнатой и кухней. Двери, стены и создающие уют шкафчики-кресла ему не нужны, даже кровать у него — утопленный в пол футон из «Икеи». Недавно он даже шторы с окна снял. Нетрудно догадаться, что у Максима проблема ровно обратная — ему некомфортно находиться в замкнутом пространстве.
Но не только спрятанными фобиями руководствуются люди при выборе идеального жилья. Виктория призналась, что в свое время выбрала из трех очень привлекательных вариантов… квартиру со шторами в цветочек и старомодным сервантом. Тайны в этом выборе для Вики нет никакой — именно такие шторы, именно такой сервант были в той квартире, где они когда-то жили с мамой, папой и братом — до развода и разъезда родителей. Не удивительно, что эти вещи, как символ уюта и настоящего семейного счастья, вызвали у нее теплые эмоции по отношению именно к этой квартире. Да и что может быть безопаснее, чем родовой дом с историей?
Случай Елены ещё более интересен, если не сказать — забавен. Квартиру она выбрала по наитию, просто на пятом или шестом варианте остановилась и сказала: хочу. Нет, даже не так — очень хочу! Объяснить неожиданную любовь к старой квартире с остатками довоенной обстановки она не могла, антиквариат её никогда не прельщал, а старомодные вещи она обычно называла «старушечьими». Но все сомнения разрешила мать Елены, которая, едва шагнув за порог, воскликнула: «Надо же! Ты все-таки купила себе кукольный домик!».
Оказалось, что папа Елены, когда дочери было всего пять лет, привез из Германии детский журнал. Елена могла часами рассматривать картинки с платьями, игрушками и кукольными домиками. Её любимый домик, просмотр которого сопровождался непременным «Мама, купи!», был похож на одну из комнат выбранной Еленой квартиры — такого же цвета рисунок на стенах, даже диван — квадратный, с высокой спинкой и верхней полочкой — напоминал тот, кукольный. Елена давно забыла о журнале и кукольном домике, но картинка дома мечты крепко отпечаталась в её голове. Кстати, обои в той комнате они давно переклеили, от старой обстановки остался только отремонтированный диван. Но это не мешает Елене радоваться своей квартире — момент реализации мечты оказался куда важнее, чем внешний вид и декорации.
Если верить экстрасенсам и парапсихологам, есть дома, которые больше других привлекают людей без четких предпочтений и фобий. У таких домов и квартир положительная «аура», которая располагает к себе и создает неповторимую атмосферу уюта. Трудно сказать, правда ли это, но одно можно утверждать точно — иногда квартиры и люди подходят друг другу, как подходит пошитый по правильной мерке костюм. Тогда выбор, даже при наличии более привлекательных вариантов, всегда предопределен заранее. Как сказала об этом Елена — есть квартиры, и их много, а есть дом, и он — один.