При всей абсурдности такого предположения ресурсы для подрыва у СМИ имеются. Информация, реклама и антиреклама — оружие мощное. Пожалуй, даже слишком мощное для российских СМИ, культура и этика которых пока ещё только находятся на этапе становления. Оружие, впрочем, не блещет новизной: «сливы» недостоверной информации давно и повсеместно используются для дискредитации конкурентов.
Достаточно придать огласке вымышленный факт о банкротстве коммерческого банка, и вот уже обеспокоенные вкладчики бегут за своими деньгами, важные контракты срываются, и тут уже недалеко до реального банкротства. Большой бизнес часто стоит на доверии и репутации, подрыв этих основ приводит к неутешительному финансовому результату.
Один из известных в Советском Союзе журналистов как-то после событий 90-х годов описал развитие кризиса как медиапроект. При всей шутливости этого описания были в нем и реальные моменты — если все время говорить людям о том, что в стране кризис, они пойдут покупать соль и спички, начнут быстро тратить наличные средства, забирать вклады и т.д. Результат — подорожание соли и спичек, большой объем денежной массы на потребительском рынке (как следствие — рост инфляции), массовые банкротства банков, которые не в состоянии расплатиться со всеми вкладчиками одновременно… Шутка, шарж, даже спекуляция, но кое-что из описанного реально происходило в свое время и в своем месте. Обвал был неминуем, но был бы он таким быстрым и глубоким, если бы не помощь СМИ? Инфляция ожиданий — очень опасная вещь, а все мы живем на доверии и репутации.
Иными словами, постоянно и настойчиво информируя население о кризисе, мы в какой-то мере способствуем его распространению. Так что же теперь — не писать, не говорить и не информировать? Увы, то, что работает в одну сторону, не работает в обратную. Остановив машину для генерации пессимистических новостей, кризис остановить мы не сможем. Этот кризис был объективно обусловлен, развивался на мировых рынках не один месяц, вошел в полную силу, и наше молчание ничего не даст ни финансовому рынку, ни рынку недвижимости. А вот лишить полезной информации всех заинтересованных лиц можно запросто, но будет ли всем участникам — и продавцам, и покупателям недвижимости — удобно в образовавшемся вакууме? Вряд ли. Без информации работать в кризисных условиях будет ещё сложнее, а рассчитывать на равноценный и честный обмен информацией между этими категориями игроков бессмысленно.
Обвинение в стервятничестве, в спекуляции на катастрофах, в информационных провокациях преследует СМИ с момента их появления. Но на нынешнем этапе развития общества ему следовало бы привыкнуть к тому, что журналист, как врач или адвокат, зачастую работает с не самыми приятными аспектами жизни. Да, СМИ сообщают о военных конфликтах, авиакатастрофах, ураганах и финансовых кризисах. Но призывы «помолчать» обычно доносятся только от тех, кому последние новости приходятся слишком близко к телу. В остальное время возмущенная действиями журналистов общественность охотно смотрит и читает новости о том, как все плохо не у них. Что характерно, при всей дотошности американских журналистов, при всей глубине американского кризиса недвижимости, ни один из девелоперов не призвал их «к порядку» и к отказу от их профессиональной деятельности во имя стабильности и безопасности американской недвижимости.
Давайте будем объективны: всестороннее освещение кризиса в российских СМИ вряд ли убьет российский девелопмент. Прежде всего, потому, что детальное рассмотрение ситуации заставляет журналистов подавать информацию с разных углов. Один из экспертов считает, что цены начнут падать уже завтра, другой уверен, что рынок выстоит ещё десятилетие, кто-то советует продавать, пока есть ещё кому, а кто-то призывает покупать, пока дешево. Разность мнений, позиций и представлений о кризисе дает нам призрачную гарантию объективного рассмотрения этого болезненного для всех нас процесса. А для того, чтобы не преследовать журналистов обвинениями в спекуляциях на кризисе и однобокой картине оного, лучше было бы почаще с ними об этом говорить. Если вы не увидели какой-то точки зрения в последних обзорах СМИ, может, вы просто забыли её озвучить для прессы?
Специально для портала Move.su
Яна Хмелевская
Москва
- Купить
- Снять
- Новостройки
- Коммерческая
- Еще
- Новостройки
- Квартиры
- Новостройки до 5 млн
- Каталог ЖК и новостроек
- Бизнес-класс
- Сданные объекты
- Элитные ЖК в Москве
- Новостройки 2023 года
- Коттеджные посёлки
- Застройщики
- Полезное
- Спецпредложения
Александр Д.