Реклама
Рекламодатель ООО "ДИДЖИТАЛ ДАТА СЕРВИС", ИНН 9709061916
Закрыть

СМИ и девелопмент — кто кого?

СМИ и девелопмент — кто кого?
Портал о недвижимости Move.ru (495) 134-00-05 г. Москва, Высоковольтный пр, д.1, стр. 49, офис 330
Портал о недвижимости Move.ru

Письмо Ассоциации строителей России и г-на Полонского, адресованное лично журналистам, стало настоящим медиасобытием дня. Напомню основные тезисы этого документа — для российского девелопмента настали сложные времена, и журналисты, процветание которых зависит от этого же рынка, не должны рубить под корень дающее им плоды дерево, а напротив, обязаны проявить рыночную солидарность. И, видимо, осушить перья и просто помолчать — видимо, это должно утихомирить финансовую бурю на рынке. Мы не будем обсуждать публицистические и прочие аспекты этого послания, а попробуем все же разобраться — реально ли извести строительный бизнес силами массмедиа.

При всей абсурдности такого предположения ресурсы для подрыва у СМИ имеются. Информация, реклама и антиреклама — оружие мощное. Пожалуй, даже слишком мощное для российских СМИ, культура и этика которых пока ещё только находятся на этапе становления. Оружие, впрочем, не блещет новизной: «сливы» недостоверной информации давно и повсеместно используются для дискредитации конкурентов.

Достаточно придать огласке вымышленный факт о банкротстве коммерческого банка, и вот уже обеспокоенные вкладчики бегут за своими деньгами, важные контракты срываются, и тут уже недалеко до реального банкротства. Большой бизнес часто стоит на доверии и репутации, подрыв этих основ приводит к неутешительному финансовому результату.

Один из известных в Советском Союзе журналистов как-то после событий 90-х годов описал развитие кризиса как медиапроект. При всей шутливости этого описания были в нем и реальные моменты — если все время говорить людям о том, что в стране кризис, они пойдут покупать соль и спички, начнут быстро тратить наличные средства, забирать вклады и т.д. Результат — подорожание соли и спичек, большой объем денежной массы на потребительском рынке (как следствие — рост инфляции), массовые банкротства банков, которые не в состоянии расплатиться со всеми вкладчиками одновременно… Шутка, шарж, даже спекуляция, но кое-что из описанного реально происходило в свое время и в своем месте. Обвал был неминуем, но был бы он таким быстрым и глубоким, если бы не помощь СМИ? Инфляция ожиданий — очень опасная вещь, а все мы живем на доверии и репутации.

Иными словами, постоянно и настойчиво информируя население о кризисе, мы в какой-то мере способствуем его распространению. Так что же теперь — не писать, не говорить и не информировать? Увы, то, что работает в одну сторону, не работает в обратную. Остановив машину для генерации пессимистических новостей, кризис остановить мы  не сможем. Этот кризис был объективно обусловлен, развивался на мировых рынках не один месяц, вошел в полную силу, и наше молчание ничего не даст ни финансовому рынку, ни рынку недвижимости. А вот лишить полезной информации всех заинтересованных лиц можно запросто, но будет ли всем участникам — и продавцам, и покупателям недвижимости — удобно в образовавшемся вакууме? Вряд ли. Без информации работать в кризисных условиях будет ещё сложнее, а рассчитывать на равноценный и честный обмен информацией между этими категориями игроков бессмысленно.

Обвинение в стервятничестве, в спекуляции на катастрофах, в информационных провокациях преследует СМИ с момента их появления. Но на нынешнем этапе развития общества ему следовало бы привыкнуть к тому, что журналист, как врач или адвокат, зачастую работает с не самыми приятными аспектами жизни. Да, СМИ сообщают о военных конфликтах, авиакатастрофах, ураганах и финансовых кризисах. Но призывы «помолчать» обычно доносятся только от тех, кому последние новости приходятся слишком близко к телу. В остальное время возмущенная действиями журналистов общественность охотно смотрит и читает новости о том, как все плохо не у них. Что характерно, при всей дотошности американских журналистов, при всей глубине американского кризиса недвижимости, ни один из девелоперов не призвал их «к порядку» и к отказу от их профессиональной деятельности во имя стабильности и безопасности американской недвижимости.

Давайте будем объективны: всестороннее освещение кризиса в российских СМИ вряд ли убьет российский девелопмент. Прежде всего, потому, что детальное рассмотрение ситуации заставляет журналистов подавать информацию с разных углов. Один из экспертов считает, что цены начнут падать уже завтра, другой уверен, что рынок выстоит ещё десятилетие, кто-то советует продавать, пока есть ещё кому, а кто-то призывает покупать, пока дешево. Разность мнений, позиций и представлений о кризисе дает нам призрачную гарантию объективного рассмотрения этого болезненного для всех нас процесса. А для того, чтобы не преследовать журналистов обвинениями в спекуляциях на кризисе и однобокой картине оного, лучше было бы почаще с ними об этом говорить. Если вы не увидели какой-то точки зрения в последних обзорах СМИ, может, вы просто забыли её озвучить для прессы?

Специально для портала Move.su

Яна Хмелевская

Хотите получать новости на почту?

Подпишитесь на рассылку!

  • Комментарии: 1
Добавить комментарий
09 октября 2008, 09:13
0
Ответить Пожаловаться
Это письмо больше похоже на какую-то провокацию, чем на реальный призыв!
Ваш комментарий

Ваше имя *

E-mail или телефон: *

Войти через

Комментарий: *

Горячие спецпредложения