В ближайшее время в России и Москве будут строить меньше торговых центров – снижение активности покупателей и отсутствие заемных средств на строительство заставляют девелоперов торговой недвижимости отказываться от разработки новых проектов и даже замораживать старые.
Гипермаркеты, супермаркеты и прочие торгово-развлекательные центры, количество которых в Москве увеличилось в несколько раз только за последние два года, остановились перед кризисом – инвестиции в торговую недвижимость снижаются, и девелоперы отказываются от старых планов по освоению рынка.
Так, амбициозная программа «Копейки» в ближайшее время подвергнется коррекции – ряд долгосрочных планов по покупке магазинов для торговой сети заморожен, хоть представители компании и утверждают, что 250 магазинов, о которых шла речь в рекламных анонсах, «Копейка» все же получит.
Ритейлеры ссылаются на сокращение покупательского спроса и снижение операционной прибыли как на основные причины заморозки новых проектов. По их словам, открытие новых гипермаркетов стало экономически не оправданным – сейчас потребители настроены покупать меньше и реже, а значит, новые магазины могут остаться без клиентов.
Но эксперты считают, что решающим фактором стала нехватка заемных средств, и действия этого фактора на себе девелоперы испытали уже летом, когда о кризисе еще не было слышно, но проекты уже переносились, опаздывали и замораживались на неопределенный срок.
Ритейлерам не хватает не спроса покупателей, а денег на строительство, считают аналитики отрасли. Поэтому ждать «оттепели» раньше начала следующего года не приходится. А выход кризиса на первичный, потребительский уровень, просто позволил крупным компаниям открыто корректировать свои планы, тогда как скрытая их коррекция происходила уже давно.
По подсчетам специалистов, нехватку торговых площадей покупатели ощутят нескоро – большинство районов Москвы обеспечены выбором из супермаркетов и торговых центров, не говоря уже о гигантах отрасли, построивших целые торговые города за МКАД. Поэтому кризис в товарном обороте нам не грозит.
Правда, из-за сокращения девелоперских программ мы не увидим новых форматов торговли – так компания Midland Development отложила на неопределенный срок программу строительства 11 торговых центров невиданного в России формата для автомобилистов под названием Strip Mall. Этот формат подразумевает строительство вытянутого вдоль шоссе торгового центра с магазинами и сервисными пунктами, и пользуется большой популярностью в США.
Яна Хмелевская
*****
Сергеев Игорь
Александр Д.
Фролова Анна
Ahmad Bobo