Количество банков, задумавшихся об увеличении ставок по уже выданным кредитам, постоянно растет. Хоть формально право на пересмотр ставок предусмотрено далеко не во всех договорах, соблазн получить с должников дополнительные деньги слишком велик. На страже интересов ипотечных заемщиков готово встать государство.
Кризис заставляет банки пересматривать условия уже выданных ипотечных кредитов. В частности, примеру Росевробанка уже последовали некоторые региональные банки Перми и Екатеринбурга, повысив изначальные ставки на 2% и 3%.
Если удавка на шее банков будет затягиваться, это может заставить их пойти на непопулярные шаги и повысить уже выданные ставки для должников, говорят эксперты, и при повышении ставки по кредитам могут достичь и 20%. При этом формальное право пересматривать ставки есть не у всех банков — все зависит от условия ипотечного договора.
Юристы же скептически оценивают шансы пересмотреть ставки даже по этим договорам — слишком зыбким и неявным является пункт «изменения рыночной конъюнктуры». Банкам придется доказывать достаточность изменений рыночной ситуации, и пока неясно, как оценит эти доказательства суд.
Помимо непоколебимой судебной власти на сторону ипотечного заемщика готово встать и государство. Срыв ипотечного кредитования станет фактическим срывом и национального проекта «Доступное жилье», говорят эксперты.
Государство может смириться с отказом банков от выдачи новых ипотечных кредитов — кризис слишком далеко зашел, чтобы отрицать бедственное положение банковской системы России. Но отката уже выданных кредитов государственные чиновники постараются не допустить.
Директор департамента коммуникаций АИЖК Анна Ярцева заявила, что агентство не будет оказывать финансовую поддержку партнерам, которые в одностороннем порядке меняют ставки. Вероятнее всего, это первый камушек от официальных властей, и если судебные тяжбы и немилость АИЖК не запугают банкиров, найдутся и другие веские аргументы — вплоть до лишения банка лицензии.
Арсенал средств, которым располагает действующая власть, поистине велик, считают юристы, а главное-то, что государство может не стесняться в их выборе. Правда, нельзя исключить и возможность пассивной реакции властей на происходящее — если кризис зайдет слишком далеко, на спасение «утопающих» уже не будет ни времени, ни сил.
Мария Гриценко
Женя