Кризис в торговой недвижимости: кто оплатит?

Кризис в торговой недвижимости: кто оплатит?
Портал о недвижимости Move.ru (495) 134-00-05 г. Москва, Высоковольтный пр, д.1, стр. 49, офис 330
Портал о недвижимости Move.ru

Рост цен на аренду торговой недвижимости в первую очередь скажется на кошельках потребителей. Это связно с тем, что торговцы, оправдывая затраты на аренду и содержание площадей, повышают цены на свои продукты…

Как сообщает аналитический отдел компании «МИЭЛЬ-недвижимость», на конец III квартала 2008 года объем предложения на рынке качественных торговых площадей составил 2 786 тыс. кв. метров, из которых 192 тыс. кв. метров были введены в эксплуатацию за январь—сентябрь этого года.
При этом объем вводимого жилья существенно снижается: так, до конца 2008 года будет введено в эксплуатацию не более 284 тыс. кв. метров из запланированных 800.

Спрос на аренду торговых площадей сейчас снижается: за последний квартал он снизился на 13% по сравнению с предыдущим периодом, а по сравнению с аналогичным периодом прошлого год снижение составило почти 50%. Очевидно, что на платежеспособном спросе сказалось снижение платежеспособности арендаторов, а также отложенный спрос, сформировавшиеся в результате кризиса.

Что касается рынка продаж торговой недвижимости, то здесь, наоборот, спрос вырос, хотя и незначительно — всего на 4%. При этом средняя площадь одной заявки снизилась на 15%: так, число заявок на помещения площадью свыше 1 000 кв. метров, уменьшилось, а на небольшие площади от 250 до 1 000 кв. метров выросло.

Как обычно высок спрос на престижные площади в Центральном административном округе. По прогнозам аналитиков, на ближайшие год-два высока вероятность концентрации спроса в районах с высокой потребительской активностью и снижение спроса на районы с недостаточным рыночным потенциалом.

При этом в январе—сентябре 2008 года арендные ставки и цены продаж показали бурный рост. Как считают аналитики компании «МИЭЛЬ», среди причин этой ситуации можно назвать снижение курса доллара и конкуренцию розничных сетей между собой за качественные помещения. В результате с начала года арендные ставки, номинированные в долларах, выросли на 35%. При этом наивысшие темпы прироста (свыше 50%) были отмечены в сегменте торговых центров. Здесь средний уровень арендных ставок достиг диапазона в 1200–1400 долл. кв. м/год.

«Ощущаемый кризис побуждает собственников предлагать на продажу объекты, которые они ранее не намеревались продавать. Игроки рынка пересматривают свои возможности, консолидируют активы, отказываются от части неэффективно работающих площадей и направлений, вследствие чего на рынке появляется масса достаточно интересных предложений, особенно в классе торговых комплексов и автономных магазинов формата street retail», — отмечает руководитель департамента коммерческой недвижимости «АКЦ МИЭЛЬ» Айдар Галеев.

Какие последствия это будет иметь для потребителей? Скорее всего, в следующем году цены на продукты будут по-прежнему расти, опережая инфляцию. Это связано с тем, что у торговых сетей проблем с деньгами даже больше, чем у некоторых металлургов и строителей. При этом они понимают, что всегда их могут найти у покупателей. А значит, будут повышать цены, покрывая недостачу своих финансов за счет клиентов.

Ирина Богданова

Хотите получать новости на почту?

Подпишитесь на рассылку!

  • Комментарии: 0
Добавить комментарий
Ваш комментарий

Ваше имя *

E-mail или телефон: *

Войти через

Комментарий: *

Горячие спецпредложения