На столичном рынке недвижимости появились новые жертвы кризиса. Так, по информации из независимых источников, проблемы с финансированием могут задержать строительство знаменитого ММДЦ «Москва-Сити».
Официальные представители застройщиков уверяют, что проблем и перебоев с финансированием на одной из самых известных строек Москвы сейчас нет – котлованы роют, бетон замешивают, и они хоть сейчас готовы показать журналистам непрерывный строительный процесс.
Однако неофициальные источники сообщают, что проблемы все же наметились, часть проектов, находящихся на ранних стадиях строительства, уже подверглась временной заморозке, и часть недостроенных, но уже поднявшихся над котлованом зданий ожидают решения своей судьбы до конца этого года. Безусловные шансы увидеть свет в запланированное время имеют только те постройки, которые находятся на завершающей стадии строительства.
При этом решение «достраивать или нет» сегодня собираются принимать даже те компании, ликвидность которых пока не пострадала от кризиса. Эксперты считают, что сомнения у инвесторов и застройщиков возникли из-за падения спроса на элитную коммерческую недвижимость. Кризис заставил деловую столицу обратить внимание на офисы экономкласса, поэтому вывод на рынок огромного количества дорогих офисных площадей может просто не окупиться.
Разумеется, для многих застройщиков «Москва-Сити» - не только финансовый, но и имиджевый проект. Однако будут ли бизнесмены думать об имидже, если кризис на рынке недвижимости усугубится в ближайшее время, сказать трудно.
Следующей значимой жертвой кризиса стала загородная недвижимость Подмосковья. Этот ранее прибыльный сегмент рынка испытывает серьезные проблемы как с финансированием, так и со спросом со стороны покупателей. Фактически, на данный момент рынок если не замер, то по крайней мере ощутимо замедлился.
Уже в прошлых месяцах он стал неоднородным – направления и типы поселков продавались по-разному, по принципу «то густо, то пусто». А сейчас спрос покупателей и вовсе иссяк. Застройщики загородной недвижимости называют осенне-зимний период не самым лучшим для продажи этого формата жилья и ждут весеннего оживления на рынке. Однако эксперты признают, что такого застоя и такой неоднородности в картине потребительского спроса они раньше не наблюдали.
И наконец, список новых жертв кризиса замыкают… деловые издания, в том числе и те, которые освещают работу рынка недвижимости. Сокращения в этом сегменте неизбежны: многие компании пересмотрели свои рекламные бюджеты, поэтому рентабельность специализированных изданий понизилась.
Так, уже появилась информация о возможных сокращениях в газете «Коммерсантъ», редакция которой планирует уменьшить объем еженедельников «Деньги», «Власть» и «Секрет фирмы». Есть также неподтвержденная информация о том, что газета «Ведомости» может лишиться части специализированных приложений.
Мария Гриценко
Александр В Т