Наряду с загазованностью, пробками и вырубкой зеленых насаждений одной из серьезных проблем Москвы был и остается мусор. Столица «производит» тонны отходов в месяц, дома, магазины, рестораны, офисы вывозят эти отходы на свалку, и о них сразу же забывают. Однако свалки никуда не деваются, и мусор, собранный там, влияет и на экологию города, и на комфортность жизни, и – что уж тут скрывать – на индикаторы престижности отдельных районов.
Одним из популярных ныне решений проблемы мусора считается строительство МСЗ – специальных мусоросжигательных заводов, которые смогут уничтожить большую часть отходов и обезвредить то, что останется от гор мусора. Московское правительство в очередной раз говорит о том, что карту будущих МСЗ целесообразно расширить, да и в Санкт-Петербурге полным ходом идет подготовка к установке мусоросжигателей. В то же время экологи, которые в первую очередь должны быть заинтересованы в очистке города от мусорных куч, выступают против МСЗ, считая их вредными для экологии и бесполезными в решении «мусорной» проблемы. В чем же подвох МСЗ?
Прежде всего, мало кто задумывается о том, что уничтожить мусор путем его сжигания невозможно – на практике речь идет о том, чтобы переработать один вид отходов (пищевые остатки, промышленный мусор и т.д.) в другой – золу и пепел. Казалось бы, зола – куда более «здоровое» в хранении вещество, чем гниющие продукты, однако на практике, чтобы добиться беспроблемных отходов от МСЗ, необходимо тщательно переработать мусор еще до его попадания в печь – рассортировать по видам, и не только на «пищевой» и «непищевой». Мало кто знает о потенциальной опасности лаков, краски, использованных батареек. А значит, в печь городских МСЗ отправится не рассортированный мусор, в процессе его сгорания выработаются куда более опасные, чем сами отходы, побочные продукты – диоксины. И оставшаяся в результате сгорания зола будет токсичной, а значит, потребует специальных полигонов для хранения.
Рассказывая об экологической безопасности МСЗ, чиновники обычно не забывают ссылаться на европейский опыт – на знаменитый мусоросжигательный завод, который находится в самом центре Вены. Однако при этом никто не вспоминает о том, что такие заводы строились довольно давно – сейчас никто не говорит о безопасности МСЗ, муниципалитеты переводят подшефное им хозяйство на полную переработку мусора, а над венским заводом висит специальное табло, которое сообщает всем жителям города об уровне опасности выбросов в атмосферу.
Как будет выглядеть решение проблемы МСЗ по-русски? Городские чиновники пойдут либо сложным путем (строительство МСЗ, полуручная переработка мусора, создания полигонов в отдаленных местах, т.е. фактически превращение одной свалки в сложную структуру без гарантий экологической безопасности), либо простым – построят МСЗ и заявят общественности, что проблема отходов полностью решена. О том, что потенциальная опасность таких МСЗ куда выше, чем свалок, горожанам рассказать забудут.
Однако вскоре информация о небезвредности МСЗ – в том числе и благодаря стараниям экологов – начнет просачиваться в СМИ, и карту экологической безопасности Москвы придется пересмотреть еще раз – и риелторам, определяющим уровень престижности отдельных московских районов, в том числе. Свалки как фактор понижения цен на недвижимость никуда не денутся – их карта просто сместится на точки дислокации столичных МСЗ.
Яна Хмелевская
Источник: