Масштабная кампания городских властей по «очистке» городских акваторий от дебаркадеров закончилась поражением в суде. Мэрию обязали прекратить нарушение законодательства, а владельцы дебаркадеров получили карт-бланш на компенсацию понесенных ими убытков.
Гонения на плавучие дома начались летом 2007, когда московские чиновники заявили о необходимости вывода всех дебаркадеров из акваторий Москвы. Причины для такого решения назывались разные — начиная с отсутствия лицензии на такую деятельность и заканчивая слишком низкими арендными ставками за надводные метры. Также, по словам городских властей, дебаркадеры загрязняли водоемы и портили экологию города в целом.
Кампания по выводу дебаркадеров из московских водоемов была шумной и показательной — чиновники устраивали настоящие пресс-рейды с участием журналистов и буксировали дебаркадеры за пределы города под прицелом камер.
Однако хозяева плавсредств, в свою очередь, ответили ударом на удар — они обратились в Федеральную антимонопольную службу с жалобой на действия правительства Москвы, МГУП «Мосводоканал», ГУП «Гормост», Управления ГИБДД ГУВД г. Москвы, ОАО «Московская городская электросетевая компания», которые препятствовали их хозяйственной деятельности, что выражалось в отзыве ранее выданных разрешений на размещение дебаркадеров и иных плавсредств в акватории реки Москвы в центральной части города; необоснованной установке дорожных знаков «Остановка запрещена», перекрытии доступа на дебаркадеры и иные плавсредства у парапетов набережных в местах их причаливания, отзыве согласований на сопряжение дебаркадеров и иных плавсредств с конструкциями набережных города Москвы, прекращении отпуска воды и приема сточных вод в городскую канализацию; отзыве разрешений на электроснабжение и прекращении подачи электроэнергии.
ФАС, рассмотрев их обращения, приняла решение о незаконности деятельности городских властей. 28 апреля вышло постановление ФАС, которое предписывало всем упомянутым в жалобе лицам прекратить нарушения законодательства.
Московская мэрия, не согласившись с решением ФАС, обратилась в суд, который и поставил финальную точку в этом деле. 27 августа 2008 года решение арбитражного суда Москвы подтвердило правильность постановления ФАС. Суд признал, что действия городских властей нарушали законные права владельцев плавсредств, и предписал устранить все допущенные мэрией нарушения закона.
По мнению экспертов, данное решение суда открывает для владельцев дебаркадеров широкие возможности: они могут подавать иски о компенсации нанесенного им ущерба. Вместе с недополученной прибылью за год, убытками, связанными с выводом дебаркадеров из акваторий Москвы, и нанесенным их деловой репутации ущербом сумма должна получиться немаленькой. Поэтому мэрия, скорее всего, попытается ещё раз обжаловать принятое решение в высшей судебной инстанции, считают эксперты.