Новая Москва, по замыслу проектировщиков, должна создать 1 миллион новых рабочих мест и обеспечить жильём 2 миллиона человек. За счет реализации проекта планируется решить основные проблемы города: транспортную и экологическую. Правда, по словам многих экспертов, эти проблемы не только не будут решены, а будут усугублены. Москва станет еще более привлекательной для иммигрантов, экологическая ситуация не может стать лучше, если 20 % лесов заданной территории могут быть переданы под строительство элитных коттеджных поселков, расширение Москвы приведет к еще большей гиперцентрализации России. Ну и конечно, средств затрачено было не мало.
Но если посмотреть с другой стороны? Проект направлен на то, чтобы упорядочить градостроительное зонирование, т.е. придать освоенным территориям четко выраженную специализацию. Другими словами, отделить промышленные зоны от жилых зон. Фундаментальный принцип любого национального зонирования является то, что при смене собственника объект, имеющий ценность для города сохраняет назначение, т.к. существуют определенные правила установления права. Такая современная концепция зонирования берет свое начало из наполеоновских времен, и именно Наполеон издал декрет 1810 года о защите определенных районов городов от вредного использования. Подобные законы были изданы в Пруссии и Германской империи. Зонирование земли по видам использования стало обычной практикой в европейских городах еще в XIX. Разве это не поможет частично решить проблему экологии? Плотность населения в Москве является самой высокой в мире за счет большого количества малоэтажного строительства. За счет увеличения площади города можно решить и эту проблему-дело нескольких лет. Миграции москвичей в область началась уже в нулевых. Сейчас, переселение лишь из одного района в другой, да еще и в новый, экологически чистый район Москвы для современного москвича пройдет «с наименьшими потерями и большим удовольствием».
Пробки.
Как же решить транспортную проблему? По мнению властей, анклавное расположение столицы по отношению к ее области и является причиной огромного трафика к центру. Пробок станет меньше, если дислоцировать ряд ведомств, министерств на юго-западе столицы, создать Международный финансовый центр (МФЦ). Планируется строительство Минпромторга, Минэкономразвития, Минрегиона. Огромным плюсом является расположение трёх действующих аэропортов - Внуково, Домодедово, Остафьево, безусловно, такое сообщение с этой частью «большой Москвы» сделает привлекательной для соискателей министерств.
Дальнейшее развитие транспортной доступности, в частности общественного транспорта, в Московской агломерации – это один из важнейших моментов стратегии развития Москвы. В этом случае многие люди пересядут на общественный транспорт, что значительно уменьшит загруженность дорог. На конференции «Большой Париж - Большая Москва» (29.06.2012) , на которой приняли участие французские компании уже успешно работающие в России, в том числе компании занимающиеся проектированием и реконструкцией трассы Москва - Санкт-Петербург, подтвердили, что реализация этого проекта сразу повысит качество жизни (транспортная доступность) на прилегающих территориях.
Юго-запад дорожает.
По данным РБК, принятие новых границ, конечно, повлечет за собой рост цен на жилье в районе Новой Москвы. Возможно стоимость «в прошлом подмосковной» квартиры станет максимально приближена к стоимости московской. Как считают эксперты, престиж данного направления будет корректировать цены на соседних, традиционно элитных направлениях: Минском, Рублевском, Новорижском, Дмитровском и Пятницком шоссе, но, при этом, безусловным преимуществом для покупателей жилой недвижимости юго-западного «аппендикса» Москвы будет московская прописка, льготы и столичная инфраструктура. В среднем прибавка оценивается ежегодно в 15% к традиционной динамике цен. Если говорить о розничных земельных участках и коттеджах вблизи МКАД, то можно предположить прирост до 50%. Такое явление можно объяснить и спекулятивными процессами, вызванными интересом к данной территории.
С ростом строительства жилого фонда потребуется обеспечить «треугольник» торговыми недвижимыми объектами, крупными торговыми центрами, магазинами. Возникает необходимость в офисных зданиях, конечно, на коммерческую недвижимость цены возрастут прямопропорционально ценам на жилье.
В утвержденном варианте в состав Москвы будет включены целиком территории 21 муниципального образования, т.е. наряду с государственным управлением разрешено местное самоуправление, которое возможно позволит «новым москвичам» быстрее решать вопросы местного характера.
Затратный проект, который, по некоторым источникам, обошелся правительству в 10 млрд. долларов, открывает «второе дыхание» городу и во многом оправдывает вложенные средства. Однако множество вопросов вовсе остаются нерешенными, и сами власти не представляют дальнейшего развития событий. Например, что делать с землями, которые находятся в собственности у дачников, а им принадлежит примерно 3 тысячи га, розничная цена за сотку сейчас от 4-8 тыс. долларов, и постоянно стремится вырасти.
Для выкупа дачных участков потребуется выделить из государственного бюджета более 2 млрд. долларов. Был риск, что уже запущенные процессы по оформлению документов могли быть приостановлены. Заседатели Мосгордумы все же дали некоторые гарантии, приняв Закон «Об особенностях организации местного самоуправления в муниципальных образованиях, включённых в состав внутригородской территории города Москвы в результате изменения границ города Москвы». Во второй статье данного Закона упомянута «обязательность учёта мнения дачников при решении вопросов развития присоединённых муниципальных образований». Также законодательно установлено, что размеры ставок земельного налога не могут после присоединения стать выше.
«Велосипед изобретать» не пришлось.
Проект «Новая Москва» на примере проекта «Большой Париж» обещает жителям мегаполиса новое качество жизни за счет улучшения транспортного сообщения, интеграции пригородов и сохранности окружающей среды. Идея «Большого Парижа» впервые прозвучала 17 декабря 2007 года во Франции на открытии Центра архитектуры и культурного наследия. Высказал ее тогда еще президент Французской республики Николя Саркози. Завершение проекта намечено на 2030 г. Цель проекта – создать современный конкурентоспособный мегаполис мирового уровня. 8 июня 2012 года Сергей Собянин с председателем регионального совета Иль-де-Франс Жан-Полем Юшоном обсудили общие цели проектов на встрече в Париже. Перенять передовой французский опыт по долгосрочной обдуманной модернизации мегаполиса российским властям будет проще, учитывая опыт и ошибки первооткрывателей. Работать с готовой идеей всегда проще, чем открывать что-то новое. Есть шанс сделать лучше.
Комментарий эксперта, генерального директора портала недвижимости MOVE.SU Алексея Шмонова.
«Как говорится, давно пора. В тех условиях, когда Москва, один из важнейших мегаполисов Европы, переживает транспортную и экологическую катастрофы проект был уместно предпринят нашими властями. Мы знаем, что у Москвы большие возможности для решения задач, есть финансовые средства и административные ресурсы для реализации. А имея в партнерах Францию, у нас все шансы на успешное разрешение. Для девелоперов-это новые возможности для инвестиций, для жителей - повышение уровня жизни. Все в выигрыше».
Автор: Исполатова Татьяна.