Стоит ли делать ремонт в квартире, которую вы собираетесь продавать? Поможет ли это повысить цену в глазах покупателя, или же приведет к расходам, которые вы не сможете возместить?
Прежде всего, ответ на этот вопрос будет зависеть от нынешнего состояния квартиры. Если она находится в нежилом состоянии, а вы хотите получить за нее не заниженную, а среднюю цену, ремонт сделать придется. По мнению риэлторов, покупатели чаще всего отметают вариант с «нежилой» квартирой сразу после осмотра – особенно на фоне других, более подходящих вариантов. Даже если покупатель собирается проводить капитальный ремонт квартиры после покупки, при прочих равных он предпочтет квартиру, которая выглядит презентабельно. Это психологический аспект – мало кто способен ассоциировать «хлев» с квартирой своей мечты.
Также ремонт обязателен, если вы ориентируетесь на покупателя, который захочет въехать в квартиру и жить в ней продолжительное время, не делая ремонта и полной перестановки. Таких покупателей немало на вторичном рынке недвижимости. Они ориентируются не только на привычные критерии, такие, как расположение, транспортная доступность и удобство планировки, но и на пригодность квартиры для проживания. Легкий косметический ремонт, идеальная чистота, мебель в нормальном состоянии (вполне подойдет недорогая из ИКЕИ) помогут убедить такого покупателя в том, что ваша квартира – лучший вариант. По мнению дизайнеров, в большинстве случаев покупателей типа «buy and live» привлекает обстановка, в которой минимум ваших личных и «отживших» деталей (от семейных фотографий и бабушкиного комода лучше отказаться), но присутствуют нейтральные элементы, создающие уют (яркий новый плед, ваза с цветами). Такая квартира психологически считается ничьей, но при этом продолжает ассоциироваться с домом, домашним уютом.
При этом стоит помнить, что ремонт должен быть легким, косметическим – ремонт, который требует больших вложений, скорее всего, не окупится. Приводя квартиру в порядок для покупателя, который ищет готовое для заселения жилье, достаточно покрасить стены, избавиться от явных недостатков (ржавые смесители, линолеум, который провалился, вытоптанный до холста коврик в коридоре). С деталями интерьера нужно поступать по принципу «лучше ничего, чем плохое». Обязательно вымыть окна и плафоны люстр – чем больше света в квартире, тем более просторной она кажется.
О необходимости капитального ремонта стоит говорить, когда квартира находится в удручающем состоянии, а хозяева не готовы делать скидку, если речь идет о квартире элитного класса или о квартире, находящейся в респектабельном районе.
В последнем случае задача продавца понятна – ему нужно добавить к элитному месторасположению ремонт и редизайн, что позволит ему выйти на другой ценовой уровень. Однако для начала стоит оценить состояние подъезда и лестничной клетки – если и то, и другое оставляет желать лучшего, дизайнера в квартиру можно не приглашать, и обойтись просто качественным ремонтом – существенно завысить цену на такую квартиру уже не получится.
Элитные квартиры, потерявшие товарный вид за время проживания там предыдущих жильцов, требуют обязательного ремонта. При этом нужно учитывать, что понятие товарного вида для покупателей эконом-класса и «элиты» довольно сильно отличается. Эксперты не советуют экономить на ремонте и дизайне таких квартир, как правило, это затраты окупаются полностью, а в некоторых случаях оставляют дополнительную сумму сверх цены в качестве безусловной прибыли.
Резюмируя вышесказанное, можно сказать, что ремонта и редизайна требуют только элитные квартиры. Квартиры эконом-класса, находящиеся в среднем и хорошем состоянии, можно продать, ограничившись генеральной уборкой, однако грамотный косметический ремонт способен повысить цену квартиры и расширить число заинтересованных покупателей. Квартиры, остро требующие ремонта, можно продать только со скидкой в счет будущих затрат покупателей на приведение жилплощади в надлежащий вид.
Ahmad Bobo
Фролова Анна
Svetlanalana58
Александр В Т
Светлана Трофимова
Наталья
marina-rus
ФАВ