Рынок аренды, наверное, один из самых динамичных сегментов рынка недвижимости. Из-за того, что недвижимость уходит в течении нескольких дней, если речь идет о квартирах или комнатах, и в течении максимум месяца, если говорить о загородной аренде, то у этого рынка есть возможность реагировать на все экономические изменения почти так же оперативно, как у рынка акций. Однако, ситуация не так проста как кажется.
Возьмем такую ситуацию. Коттеджный поселок в престижном районе Подмосковья. Охрана, вся инфраструктура, поселок с магазинами, поликлиниками, школами и фитнес-клубом в пяти минутах. И вот в этом поселке рядом друг с другом сдаются в аренду два таунхауса. Метраж, этажность, количество комнат - все похоже.
Но один из домов новый, только отремонтированный, с полным комплектом бытовой техники, и ландшафтным дизайном, сдается впервые. А второй дом - попроще с точки зрения ремонта, хуже ландшафтное оформление и сдается уже на протяжении лет пяти разным квартиросъемщикам. При этом первый стоит, условно говоря, Х тысяч рублей в месяц, а второй соседи предложили тем же клиентам, но за Х тысяч минус 30%.
Что в сегодняшней ситуации могут сделать владельцы более дорогого коттеджа? Вариантов, как в русской народной сказке, три:
- признать, что в стране кризис и действительно снизить цену на недвижимость
- настаивать на своей цене и при необходимости сменить арендаторов
- пойти на компромисс
Что стоит за этими тремя вариантами развития ситуации?
Для того, чтобы обсуждать первый вариант, необходимо понимать, действительно ли кризис так глубоко затронул рынок загородной недвижимости? Как говорит Александр Рыков, директор по маркетингу Департамента загородной недвижимости Penny Lane Realty, объемы продаж на первичном рынке к началу 2009 года сократились почти на две трети. При этом объем предложения вырос до рекордного значения и составляет примерно 17.000 объектов – это коттеджи, участки и таунхаусы - против 10.666 объектов на начало 2008 года. Продаются в основном недорогие коттеджи со стоимостью до 500.000 USD. Дорогая недвижимость продается гораздо хуже. И хотя официально цены снизились не на много, фактически же покупатель может рассчитывать на скидку примерно от 15 до 30% от докризисной цены. Есть предложения, где скидки отсутствуют. Правда, и продаж там не зафиксировано. По его мнению, запущенные до кризиса проекты станут неактуальными и не будут завершены в том виде, в котором задумывались. Будут применены компромиссные решения. Качество этой недвижимости окажется очень низким, а вместе с ней потеряют привлекательность целые районы. И, как следствие, в пост-кризисный период неликвидная недвижимость станет помехой для продаж в новых актуальных проектах. Однако он признает, что кризис в меньшей степени затронул именно рынок аренды загородного жилья - здесь пока сделки совершаются довольно активно.
Получается, что первый вариант лишь отчасти соответствует действительности: если кризис пока не затронул сегмент аренды, вероятно, резкое снижение цены будет неверным для хозяев решением.
Однако жестко настаивать на имеющейся цене тоже опасно: если рядом стоит коттедж, который уже стоит почти на треть дешевле, что же можно найти на другом конце поселка или вовсе в соседнем поселке через риелторов? Понятно, что не каждый арендатор, тем более, если речь идет о топ-сегменте, каковым, по сути, являются такие коттеджи, готов к переезду. И, скорее всего, не найдя понимания у арендодателя клиенты останутся, но лишь на то время, пока им не станет понятно, что цена полностью не соответствует рыночной. И в следующий раз, задумавшись о цене, они все-таки найдут более адекватный реалиям рынка вариант. А тогда уже двум соседям придется искать клиентов в свои пустующие дома, снова конкурируя друг с другом.
И, наконец, вариант компромисса, который всегда является, по сути, золотой серединой. Таких вариантов в этой ситуации может быть множество. Как вариант, можно фиксировано установить плату в некую сумму долларов, которая на сегодняшний день в рублях почти те же самые Х тысяч. Это при постоянном росте долларе несколько снижает риски, связанные с нынешним кризисом. Другой вариант, обсудить с клиентами возможность снижения цены на свой дом не на 30, а, к примеру, на 15%, учитывая его объективные достоинства или обсудить другие возможности компенсации им дополнительных затрат. Словом, пойти на разговор. Этот вариант в любом случае должен быть более эффективным, так как предполагает участие обеих сторон в решении, а значит, учтет и интересы обеих сторон.
Ирина Леганова
Светлана Трофимова