В первые дни сноса власти Москвы объявили о том, что взамен снесенных ларьков хозяевам павильонов выдадут новые площадки в торговых центрах. Но, несмотря на то, что эту инициативу поддержали в Архнадзоре, нашлось немало противников данной идеи.
Сразу же были выдвинуты предположения, что это – незаконная акция и такие действия приведут к тому, что пострадавшие бизнесмены подадут иски в суд. Что, естественно, и произошло. Тяжелая техника подъехала к кискам ночью, к утру остались лишь осколки и груда мусора.
Но не стоит думать о том, что все было спонтанно. На самом деле вначале декабря 2015 года приняли постановление, согласно которому более сотни самостроев, расположенных на местах прохождения коммуникаций, должны были быть снесены. Ведь такие объекты действительно несут опасность для жизни проходящих мимо людей. В случае повреждения газопровода мог, к примеру, произойти взрыв.
Зачем допустили строительство торговых павильонов
Как сообщает градоначальник, соответствующие разрешения на возведение объектов возле метро были получены в 90-е года, когда никто особо не интересовался безопасностью граждан. Необходимые бумаги выдавались тем, кто больше заплатит, у кого есть связи и т.д. Безусловно, без помощи чиновников, «правящих» в Москве в ту пору, не обошлось.
«Но нынешние владельцы могли приобрести данные объекты у предыдущих хозяев, не зная о проблемах, которые их поджидали. Именно поэтому нынешняя власть идет на уступки и с радостью готова предоставить «точки» в других местах на законных основаниях», – напомнил Алексей Шмонов, генеральный директор портала о недвижимости Move.su.
Но вопрос стоит в том, что такой «перенос» не всем выгоден. В ларьках продавали ходовой товар, который спешащие жители могли купить по дороге на работу: кофе, булочки, цветы. В местах скопления туристов это были павильоны с мобильными телефонами, сувенирами.
Для сноса ночью было выведено в город более 700 единиц техники. И все равно этого не хватило, чтобы не просто разрушить и демонтировать все объекты, но и убрать мусор. Сейчас освобожденные площадки до сих пор расчищаются и облагораживаются. Вокруг метро больше нет «трущоб», не толпятся продавцы. Там укладывается асфальт, делаются клумбы.
Беспредел или закон: кто прав
Немало шума было поднято вокруг того, что в момент сноса в павильонах оставались продукты, техника. Но на самом деле товар не вывозили преднамеренно, надеясь на то, что власти передумают заниматься демонтажем. В крайнем случае, могла быть предоставлена очередная отсрочка. Продавцы и предприниматели стояли на своем до последнего, отказываясь покидать строения. В СМИ и социальных сетях писали о том, что людей чуть ли не насильно вытаскивали из киосков, а оставшееся ценное имущество просто забирали себе (т.е. воровали).
Сразу после инцидента профсоюзом малого и среднего бизнеса было выдвинуто обвинение касательно незаконности действий властей. Многих пострадавших предпринимателей интересует, каким образом и в каком порядке было принято решение о сносе объектов, почему одни киоски, магазины и кафе снесли, а другие до сих пор работают.
Помимо того, что люди потеряли рабочие места, бизнес, владельцам торговых павильонов придется понести дополнительные расходы. Им пришли счета на оплату работы техники и услуги тех, кто руководил процессом демонтажа зданий. Сейчас продолжают убирать торговые точки, расположенные в подземных переходах.
Что касается правительства, власти заявляют, что другого выхода у них не было.
«Следует понимать, что данные объекты располагаются там, где строительство категорически запрещено. И на уступки идти не стоит, так как это чревато серьезными последствиями. Любые разрешения должны выдавать продуманно, а не за деньги, как это было 15-20 лет тому назад», – заявляет Алексей Шмонов, генеральный директор портала о недвижимости Move.su.
Достаточно вспомнить печальные случаи, в результате которых погибло довольно большое количество людей. Та же «Хромая лошадь», тот же торговый центр в Казани, разрушенный из-за перепланировки. То, что торговые павильоны простояли 10-15 лет и еще не произошло ни одной серьезной трагедии, еще не значит, что через 2-3 года не вспыхнул бы пожар, не случился взрыв или короткое замыкание. Не стоит надеяться на «авось».
Как было отмечено выше, пострадали не только ларьки, но и кафе, рестораны. К примеру, кадастровая стоимость ресторана «Шеш-беш» у м. Арбатская по приблизительным подсчетам составляла на тот момент более 90 миллионов рублей (за 650 кв. метров). Но такие массивные постройки портили облик города и закрывали памятники.
Судьба судебных разбирательств
Как впоследствии выяснилось, многие объекты, которые объявили опасными из-за расположения на коммуникациях, находились в достаточном отдалении от оных. Плюс, на момент сноса велись судебные разбирательства, а, согласно закону, пока не будет принято решение, снос объектов запрещен. Так поступать можно только с самостроями, владельцы которых не известны.
Хозяева некоторых объектов даже предоставляли бумаги из суда, в которых черным по белому написано, что постройка разрешена и законна. А в таком случае их трогать вообще нельзя.
Что интересно, после сноса никто не вышел на дневные протесты, поэтому данное дело не получило широкого резонанса. Но многие местные жители были против сноса магазинов и ларьков, в некоторых районах даже собирались подписи, что, однако, результатов не принесло.
За снос выступали те, кому надоело видеть «трущобы». Многие торговые павильоны не просто не украшали улицы, а уродовали их. А ведь Москва – культурная столица России, сюда приезжают ежедневно тысячи туристов со всего мира, чтобы насладиться архитектурой нашей страны. Правда, если не 80, то уж точно 70 % объектов выглядели как полноценные торговые центры, а не как полуразрушенные киоски с шаурмой. Владельцы работали честно, платили налоги, следили за чистотой близлежащих территорий.
«Чтобы Москва стала не хуже других европейских столиц, нужно, во-первых, прекратить вечные стройки. Во-вторых, продумать архитектурную концепцию города. У нас на одной улице может стоять дом 20-х годов и огромный торговый или бизнес-центр. От сноса торговых павильонов, безусловно, есть и прок. Тротуары стали более широкими, в подземных переходах больше места, не приходится толпиться и прижиматься друг к другу», – подчеркнул Алексей Шмонов, генеральный директор портала о недвижимости Move.su..
Недавно было проведено очередное заседание Верховного суда, на котором снос построек компаний «Таганка», «Корона авто» и «Звездочка» властями признан законным. Депутаты КПРФ попросили конституционный суд проверить, действительно ли правомерны были действия при сносе павильонов.