Кризисные ситуации всегда заставляют людей пересматривать финансовые приоритеты в отношении крупных покупок. Тенденция инвестирования средств в приобретения жилья и другой недвижимости неоднократно подтверждалась – кризисы способствуют продажам, главное, чтобы продавец был готов работать в оговоренных условиях. Экстренные меры в связи с пандемией COVID-19 показали: далеко не все участники рынка недвижимости готовы проводить сделки с жильем в дистанционном формате. Информационный портал в сфере недвижимости Move.ru рассматривает, в чем заключаются ограничения – только ли в финансовом или техническом секторах?
Ограничители удаленных сделок покупки квартир
Компании застройщики, риелторы активно используют соцсети, ведут каналы на YouTube, подключают мессенджеры – это позволяет наглядно демонстрировать объекты продажи, вести разъяснения, общаться с аудиторией и продвигать себя на рынке. У большинства компаний уже пройден первичный этап перехода в онлайн-режим. Однако, непосредственное заключение сделок купли-продажи требует готовности взаимодействовать удаленно от непосредственных участников сделки, а также привлекаемых третьих сторон.
Практика показывает, что услуги банка, нотариуса периодически требуют личного присутствия. В офис застройщика также необходимо явиться персонально.
Трансформация в цифровой формат и переход в онлайн
Еще до объявления пандемии риелторы, застройщики и банки активно внедряли в работу цифровые технологии. Сервисы направлены на экономию времени потребителя услуг, позволяют потенциальному покупателю провести большинство операций в комфортных условиях. Эксперты в секторе недвижимости уверены – вынужденная самоизоляция только подстегнет внедрение онлайн сервисов, позволяющих упростить процедуру сделок с жильем.
Первые 7 дней вынужденного перехода специалистов по недвижимости на «удаленку» показали увеличения трафика посещений на тематических сайтах и онлайн-сервисах. Заинтересованные в продажах жилплощади риелторы и застройщики стараются максимально использовать возможности интернета для демонстрации объектов недвижимости и сопровождения клиента – ролики, визуализации, видеоконференции и связь:
-
подбор квартиры;
-
видео-презентация 360o, визуализация проекта;
-
предоставление документов на сайте.
Большинство компаний и специалистов в секторе недвижимости хотя бы частично уже были готовы к работе в онлайн. Те же, кто откладывал переход, сейчас активно налаживают инструменты для дистанционной работы.
Что мешает полностью проводить сделки онлайн
Основной препон при переводе сделок с недвижимостью полностью в дистанционный формат заключается в необходимости идентификации клиента. Банки не готовы полностью проводить сделки в онлайн-режиме, когда дело касается открытия эскроу-счетов. Важно личное присутствие сторон договора. А вот сделки на базе договоров долевого участия вполне реально уже сейчас вывести в онлайн формат. Компаниями ведется работа по поиску возможностей для проведения дистанционно, не противоречащие требованиям 115-ФЗ1:
-
подписания банковских договоров при оформлении кредитов;
-
перевода в онлайн-формат сделок по ипотеке.
Пока посещение банковских офисов требуют: процедура трейд-ин, ипотечный кредит и ДДУ без открытия эскроу, сделки сложного формата, когда привлекаются средства материнского капитала и ипотечные займы.
Специалисты говорят: на данном этапе возможно проведение сделок онлайн до регистрации договора долевого участия. Однако, в банковское отделение придется явиться после регистрации для внесения суммы, чтобы оформить процедуру открытия эскроу счета либо аккредитива.
Если жилье приобретают супруги, согласие на совершение сделки должно получить визу нотариуса – это обязательное условие законной процедуры. Нотариус формирует документацию в цифровом виде, но после один из супругов должен посетить его персонально. Идентифицировать личность клиента нужно при приобретении электронной квалифицированной подписи (ЭКП) – это происходит в представительстве компании или на выездной процедуре.
Альтернативами справок по обоюдной договоренности сторон могут стать выписки с зарплатной карты и сведения из ПФР.
Если компания-девелопер не интегрировалась с электронными сервисами Росреестра и не обладает доступом к особым банковским системам, позволяющим оперативно осуществлять электронный документооборот, придется проводить регистрацию посредством МФЦ. В период самоизоляции доступ к их услугам ограничен – работа ведется по предварительной записи. Для клиентов резкий переход на удаленное взаимодействие также причина неудобств, не все документы оказываются доступны в электронном формате – справка 2НДФЛ или копия трудовой книжки не во всех организациях может быть заверена электронной подписью. Банки соглашаются на альтернативные варианты документов.
1«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
Возможности онлайн алгоритмов с недвижимостью
Лидеры сектора недвижимости стараются максимально исключить из процесса промежуточные звенья – оказывающие посреднические услуги дистанционные центры, службы доставки.
Цифровизация уже позволяет:
-
забронировать объект;
-
открыть для резервирования средств в банке аккредитив;
-
подать документацию на ипотечный продукт;
-
оплатить приобретение картой в онлайн-режиме на сайте компании.
Средства поступают на счет компании только после того, как ДДУ пройдет регистрацию в Росреестре. Личный кабинет, созданный на платформе, позволяет совершать сделки из любого региона фактического пребывания, оперативно подгружать и формировать пакеты документов, отправляя их на рассмотрение в инстанции. Используются ЭПЦ, облачная подпись.
-
Менеджеры консультируют в режиме онлайн;
-
заверение происходит посредством электронной подписи;
-
документы для регистрации направляются посредством сервисов;
-
оплата через интернет-эквайринг;
-
нотариус приглашается на дом.
В связи со сложившейся коронавирусной ситуацией банки стараются идти навстречу клиентам, ищут пути оптимизации процессов.
Крупные компании отмечают высокий рост потребности в онлайн-сделках. Если сравнивать показатели февраля и марта - то количество обращений увеличилось в 4 раза. В 60% случаев реально полноценное проведение сделки удаленно.
Эксперты прогнозируют, что уже в апреле 2020 года до 100% от общего объема продаж недвижимости может происходить исключительно онлайн.
Компании застройщики активно ищут способы исключить непосредственное посещение покупателем офисов компании или банка. В режиме самоизоляции такая практика может заставить потенциального клиента отложить покупку. Компании же заинтересованы в оперативном принятии решения о заключении сделки.
Среди крупных компаний уже есть те, кто готов предоставить покупателю 100% дистанционный сервис.
-
Платформой выступает корпоративный сайт, куда подключаются все необходимые сервисы.
-
Производится качественное круглосуточное техобеспечение работы платформы.
-
Такая возможность появилась благодаря заключению соответствующих договоров с банками, высокой репутацией в секторе, а также готовностью взять на себя расходы по привлечению курьеров (например, чтобы клиент обзавелся цифровой подписью).
Небольшие агентства недвижимости будут перестраиваться на онлайн режим сложнее, так как крупным компаниям техническое оснащение и доступ к опытным специалистам дается проще в связи с лучшим финансированием проекта.
Перспективы перехода рынка недвижимости в онлайн режим
На сегодняшний момент созданы все предпосылки для полного перехода на дистанционный режим проведения сделок по приобретению недвижимости. Также сформирована актуальная потребность целевой аудитории. Никто не говорит о полном отказе от реальных переговоров и встреч, однако сектор недвижимости активно адаптируется под новые требования социальной среды. Важна техническая готовность и законодательная база для проведения операций без личного присутствия покупателя. Чем проще и понятнее будут алгоритмы и техническое сопровождение, тем легче осуществиться процесс интеграции интернет-технологий в имеющиеся рабочие схемы.