Рынок первичной недвижимости Московского региона всегда отличал высокий уровень конкуренции: как внутренней, так и внешней – со столицей. С 2016 года большой объем предложения демонстрирует как Подмосковье, так и Москва. О том, как структурные изменения на рынке меняют портрет покупателя, о их влиянии на стратегию застройщиков и о том, какие проекты в этой связи востребованы в Московском регионе, мы говорим с Марией Хурамшиной, директором по маркетингу и рекламе девелоперской компании «Тройка РЭД».
Мария, в последнее время от застройщиков Московского региона мы слышим мнение, что покупатель стал более требовательным. Прослеживаете ли вы такие тенденции?
Да, вы правы, последние пару лет мы наблюдаем изменения в портрете покупателя. В его психологии, прежде всего. И вот почему. Срок экспонирования квартир растет. Пропорционально ему растут предложение от застройщиков и уровень конкуренции. Девелоперы Московского региона сегодня могут конкурировать либо на уровне цены, либо на уровне качества. Конкуренция на уровне цены – проигрышный путь, поскольку изменился сам покупатель.
Современного покупателя сегодня характеризует более высокий уровень знаний и тщательный анализ рынка. Он не спешит с покупкой, предпочитая выждать и получить более выгодное предложение. При этом выгода заключается не в цене, а в качестве проекта. А это, в свою очередь, находит отражение в собственной инфраструктуре проекта, его локации, условиях покупки, дополнительных бонусах – машиноместо, отделка.
Продавать не квартиру, продавать качество жизни – задача современного застройщика. Поэтому рынок предложения в Московском регионе непрерывно совершенствуется. Реализуются проекты, которые по качественным характеристикам превосходят свой класс. Например, предлагается не просто квартира, а квартира с отделкой, мебелью, отдельным входом, с террасой, двухуровневая, с парковочным местом, с тенистым кортом во дворе, на берегу водоема и прочее.
Например, в Люберецком районе мы реализуем жилой комплекс «Новокрасково», уровень благоустройства которого соответствует комфорт-классу в Москве. Комплекс возводится в концепции «двор без машин», благодаря которой весь автотранспорт выведен за периметр застройки. В свою очередь, это позволило нам изменить подход к благоустройству и озелененению внутренней территории комплекса. Облик «Новокрасково» формировало архитектурное бюро Москвы «Остоженка». Более того, в «Новокрасково» мы вынесли благоустройство и за территорию комплекса. ЖК находится у водоема, поэтому мы приняли решение благоустроить его набережную и бульвар.
Какие особенности в портрете покупателя вы сегодня можете отметить?
Если говорить глобально, то сегодня предпочтения покупателей меняются еще и потому, что происходит смена поколений, смена системного мышления. К сожалению, ситуация в нашей стране такова, что смертность превышает рождаемость. И поколение основных покупателей квартир – рожденные в переходный период 80-х годов и постсоветский период 90-х, так или иначе, уже обеспечены жильем своих родителей, бабушек и дедушек. Поэтому для этой категории покупателя важно не просто иметь жилье, а иметь качественное комфортное жилье.
Новое поколение отличает и стремление к здоровому образу жизни. Поэтому для многих при покупке квартиры важны не только магазины и детские сады, но и наличие качественной спортивной инфраструктуры. Проекты, расположенные в Московской области, благодаря большей площади застройки имеют и больше возможностей для организации на территории жилого комплекса спортивных площадок. Например, в одном из наших проектов — городе-курорте «Май» мы создаем целый спортивный кластер: теннисный клуб с открытыми и закрытыми кортами, беговые, велосипедные дорожки, волейбольные, баскетбольные и футбольные площадки.
В контексте целевой аудитории отмечу две группы, которые формируют портрет покупателя недвижимости в Подмосковье. Первая – это жители регионов, которые покупают квартиры в связи с переездом, либо детям-студентам. Вторая – столичные жители, которые хотят расширить свою жилплощадь, продав квартиру в Москве, либо те, кто меняет локацию в связи с более экологичными и комфортными условиями жизни в области.
В статистике последних лет прослеживается и еще одна тенденция: цены на жильё эконом- и комфорт-класса в Москве и Подмосковье отличаются уже не так разительно и спрос на первичную недвижимость Москвы растет. Какие действия планируют предпринимать подмосковные застройщики, чтобы не потерять клиентов?
Увеличение объема предложения строящегося жилья в Москве и снижение среднего бюджета покупки способствуют тому, что потребительский спрос, действительно, частично сместился из Подмосковья в Москву. Это привело к появлению нового поколения проектов: качественно и доступно. Востребованность объекта зависит от совокупности факторов – локации, стоимости, концепции, условий покупки. Задача застройщика учесть их все. Удачная локация, но отсутствие инфраструктуры, например, или не гибкие условия покупки, сразу снижают конкурентоспособность проекта.
Фактически сегодня конкурентоспособными остаются те подмосковные застройщики, которые реализуют качественный продукт по демократической цене. Концепция проекта – это то, что позволяет конкурировать на равных.
Наша компания старается каждый свой проект реализовывать в рамках конкретной концепции. Проект малоэтажной застройки «Май» в Ленинском районе мы позиционируем, как «город-курорт». Это проект для современных людей, ведущих активный образ жизни. В нем представлены квартиры бизнес-класс и целый пул квартир с оригинальными планировками: двухуровневые квартиры, квартиры с круговой террасой и с эксплуатируемой крышей, с отдельным входом и собственным палисадником.
А жилой комплекс «Видный берег» в городе Видное реализуется в концепции «город в городе» с самодостаточной внутренней инфраструктурой. В комплексе уже работает школа, заканчивается строительство детского сада, предусмотрен кабинет врача общей практики, на первых этажах жилых домов предусмотрены коммерческие площади под магазины, отделения банков, кафе, химчистку и другие сервисы.
Если продолжать разговор об изменениях: будет ли застройщик соответствовать новому поколению покупателя и тоже меняться?
Безусловно, если мы говорим, что портрет покупателя изменился, то и подход застройщика должен измениться вместе с ним. И он уже меняется. Ситуация на рынке сегодня такова, что именно покупатель формирует запросы и фактически диктует условия сделки. Соответственно, если девелопер хочет развиваться, расти, завоевывать новые позиции на рынке, ему необходимо и подстраиваться под новую рыночную реальность. Что в этом случае делать застройщикам? Быть более гибкими, восприимчивыми как к изменениям рынка, так и к изменению покупательской психологии, быть финансово грамотными, уметь реализовывать свои проекты, повышая их качество без повышения цены, но и не в убыток себе.
Современный строительный рынок требует и современного застройщика – застройщика нового поколения.
Это интересно. Давайте поговорим поподробнее. Как вы охарактеризуете застройщика нового поколения? Какими качествами он должен обладать? «Тройку РЭД» можно назвать застройщиком нового поколения?
Думаю, да. Ключевая характеристика нашей компании – многофункциональность. Мы компания полного цикла, которая осуществляет управление строительными проектами одновременно в трех разрезах: как застройщик, как технический заказчик и как генеральный подрядчик. И поэтому, управляя всем процессом: от строительства объекта до его последующего обслуживания, мы знаем какие проекты востребованы в Подмосковье сегодня. Мы строим качественно, потому что нам же и управлять этим объектом после ввода в эксплуатацию. Строить для других, как для себя – наш девиз. Например, многие сотрудники компании купили себе квартиры наших ЖК. Мне кажется, доверие работников – один из важных показателей работы компании.
Динамка продаж, уровень ввода, объем нового предложения. Все это доказывает, что мы избрали верную тактику своей работы. Например, уровень продаж в наших подмосковных проектах демонстрировал положительную динамику даже в летние месяцы, традиционно считающиеся «мертвыми».
На наш взгляд, застройщик нового поколения, в первую очередь, клиентоориентирован. Его задача не просто построить дома, а построить дома для жизни, в которых будет комфортно и в первый год, и через 5 лет и через 10. Застройщик нового поколения нацелен на открытость, партнерство и сосредоточен на стратегии.