
В чем секрет привлекательности вольных риелторов? Почему москвичи и гости столицы готовы доверить немалые деньги людям, у которых нет ни лицензии, ни даже справки о доходах? По версии крупных риелторских компаний, клиентами частников движут два соображения — исконно русская страсть к «халяве» и исконно русская же вера в «авось». Однако не все так просто, как нам пытаются представить.
На стороне больших агентств, безусловно, огромные мощности — юридические службы, опытные консультанты, мощные базы данных и подкованные сотрудники. А у их вольнонаемных конкурентов сработанная руками за вечер база объявлений из интернета и — в лучшем случае — типовой договор, скаченный оттуда же. Три кита, на которых зиждется величие большого риелторского агентства — надежность, клиентоориентированность и профессионализм. Именно они выгодно отличают профессионального агента недвижимости от черного маклера. Однако эти киты не так уж непоколебимы, как нам кажется на первый взгляд.
Сомнительная надежность
«Я трижды снимала квартиру через агентство и один раз покупала загородный дом. Сами понимаете, такие деньги страшно на сторону отдавать. Теперь думаю — лучше отдала бы проходимцу с большой дороги, по крайней мере, он бы не содрал с меня такую комиссию», — сетует Ольга, клиент риелторов с большим стажем и печальным опытом. Не так давно крупное агентство недвижимости, название которого мы не будем разглашать, подыскало ей квартиру, которую, как выяснилось, сдавали не имеющие отношения к этой квартире люди. Ольга лишилась задатка и была выставлена на улицу в час ночи с неполным набором личных вещей, и обещание агентства подыскать ей другой вариант абсолютно бесплатно не смогло компенсировать её моральный ущерб.

Следует отметить, что обращение к частному агенту сопряжено с гораздо большим риском — у него зачастую нет даже минимальной возможности проверить продавцов или арендодателей, невыписанных родственников и забытых при оформлении сделки детей.
Равнение на клиента
Чашка кофе, журналы на столике, мягкое кресло и обходительный агент модельной внешности в безупречном офисном костюме — так рисуют свой привлекательный образ главные агентства недвижимости страны. В каждом рекламном слогане, в каждом плакате читается их любовь и их бережное отношение к своему единственному и неповторимому клиенту. На практике в солидной компании на заботу персонала рассчитывать может разве что покупатель «элиты». «Рядовой» клиент агентства недвижимости будет проходить через бесконечное количество рутинных процедур, и говорить об индивидуальном подходе к клиенту в его случае просто смешно.
Есть у этого и свои причины — риелтор, работающий на компанию, получает лишь незначительный процент от тех денег, которые клиент может принести компании. Поэтому в интересах риелтора работать с «быстрыми» клиентами без особо сложных требований и запросов. Чем больше таких клиентов заключат сделки под бдительным оком риелтора, тем больший доход он получит в конце месяца. Индивидуальный подход к каждому клиенту — красивая утопия, которая может испортить показатели «рабочей лошадки» в конце месяца.
У частнопрактикующего риелтора мотиваций для индивидуальной работы с клиентом куда больше — фактически на индивидуальном подходе он и держится, только умение найти точки соприкосновения с клиентом и выработать общую стратегию позволяют частному риелтору выживать на рынке. Если же риелтор хочет быть рекомендованным специалистом, усилий по «вылизыванию» клиента ему придется приложить немало.
Конечно же, не все риелторы таковы, да и не все они собираются покорить олимп рынка недвижимости. Многие горе-специалисты рассчитывают получить сиюминутную прибыль и уйти на другое поле и проявляют чудеса невоспитанности и нелояльности по отношению к клиенту. Но специалист, работающий на рынке с «тетрадочкой на коленке» не первый год, по уровню профессионализма и обслуживания клиента зачастую не только не уступает, но и значительно опережает аналогичных сотрудников крупных риелторских агентств.
Профессионалы и любители

«Когда мы покупали квартиру прошлой осенью, обратились в [одно известное агентство], — рассказывает Игорь. — Мы собирались заводить ребенка, поэтому требования у нас были соответствующие. Третий, максимум четвертый этаж, зеленый двор, школа, детский сад в пешей доступности. В результате мы получили огромное количество предложений в самых разных концах Москвы, но в половине предложенных мест, например, школы рядом не было и в помине. Тогда мы напомнили риелтору, что ищем квартиру, исходя из того, что у нас скоро появится ребенок. Так она, глазом не моргнув, сказала, что находит нам самые лучшие предложения по самым низким ценам, а ребенка можно в школу и на машине отвезти».
Игнорирование требований клиента, недостаточность информации в риелторской базе и нежелание предоставлять адекватную информацию по предлагаемым объектам — со всеми этими проблемами можно столкнуться и в крупной риелторской компании, и в «домашнем офисе» частного риелтора. Хотя последние грешат подобными выходками намного чаще, чем сотрудники агентств недвижимости, которым нужно хотя бы минимально блюсти свою репутацию.
Подводя итоги, следует упомянуть о ещё одном немаловажном различии между вольным стрелком и наемным снайпером. Обращаясь в агентство недвижимости, вы, по крайней мере, не рискуете своими деньгами и квартирой — нередки случаи, когда частные риелторы были звеном преступной цепи, по которой квартиры и деньги «уплывали» из рук законных владельцев, и хорошо ещё, если сами владельцы оставались живы и здоровы. Так что — думайте сами, решайте сами, иметь или не иметь.