Агентства недвижимости, столкнувшись с кризисом, оказались перед необходимостью внести изменения в привычный формат работы, улучшить качество услуг, и в то же время — сократить расходы. Франчайзинг может оказаться способом добиться обеих целей.
Недавно агентство недвижимости «Доки» заявило о своем желании изменить формат сотрудничества с риелторами — вместо большого штата сотрудников агентство планирует сотрудничать с любыми чаагастными агентствами недвижимости на договорной основе.
Агентство получает 25% от каждой сделки, заключенной риелтором, а риелтор получает доступ к базе агентства и солидную вывеску, которая внушит доверие клиентам. Речь идет об антикризисной мере, однако эксперты серьезно обсуждают возможность франчайзингового пути развития риелторского бизнеса в России.
Отдельные игроки рынка высказывают мнение о перспективности и безальтернативности франчайзинга на рынке недвижимости. Риелторский бизнес не так давно вышел на профессиональный уровень, и сейчас, на волне кризиса, риелторы будут искать способы расширить сферу влияния без существенных финансовых влияний. При этом им гораздо проще предоставить армии частных агентов свою вывеску, чем платить за открытие новых офисов и найм сотрудников.
Раньше у риелторов был уникальный источник заработка — их базы данных, доступ к которым не предоставлялся никому из посторонних лиц. Обладая монополией на информацию о предложениях, риелторы могли зарабатывать исключительно на уникальности своих услуг. Однако со временем рынок развивался, появились профильные СМИ, базы объявлений в интернете и сообщества, где можно было оставить заявку на продажу или покупку недвижимости, не прибегая к услугам посредников.
Поэтому основным и единственным ресурсом для больших риелторских компаний остается уровень сервиса — качество и скорость обслуживания клиента, который может предоставить корпоративный игрок.
Впрочем, не все игроки рынка позитивно оценивают франчайзинг в сфере риелторских услуг. Многие уверены, что репутация у больших агентств ничем не лучше репутации «частников», а собственный, «домашний риелтор», рекомендации о котором передаются из уст в уста, — серьезный конкурент для крупных компаний. И далеко не факт, что успешные частные риелторы согласятся сменить свою с трудом заработанную репутацию на вывеску агентства.
Сомнения вызывает и выгодность такого сотрудничества для самих агентств — чем больше штат договорных сотрудников, тем меньше возможностей контролировать качество предоставляемых ими услуг.
Большинство игроков рынка уверены, что рынок риелторских услуг будет развиваться, и серьезный импульс к его развитию даст и нынешний кризис. Агентства, не готовые столкнуться с трудностями, выйдут из игры, и на рынке останутся профессиональные компании.
Мария Гриценко