Было бы наивным предполагать, что экономический кризис обойдет стороной хоть один из сегментов рынка недвижимости. Свои неутешительные итоги последнего квартала прошлого года подвели и риелторы, работающие на рынке коммерческой недвижимости. Картина получилась печальная...
По словам генерального директора компании RRG Дениса Колокольникова, поворотным моментом, когда наступила резкая смена всех тенденций на рынке коммерческой недвижимости, стало начало осени прошлого года. Первым «звонком» для профессионалов стало сентябрьское увеличение объема предложения. В этом месяце объем предложения достиг рекордных за все время мониторинга значений. При этом ряд объектов уже продавали со скидкой. Однако инертционность рынка сыграла свою роль и в полной мере последствия кризиса наступили позже.
В октябре продолжился рост объемов предложения, и именно на этот месяц пришлось и максимальное количество экспонируемых объектов (1422 предложения, в ноябре – 1302). Максимальное значение общей стоимости предложений также, по словам Колокольникова, было зафиксировано в октябре – $16,9 млрд. (в ноябре – $16,1 млрд.)
А в ноябре 2008 года кризис ликвидности вступил в следующую фазу, когда собственники стали снимать объекты с продажи, понимая, что продать сейчас за адекватные деньги будет сложно, и предпочитая не тратить деньги на рекламу. Начала снижаться и цена на недвижимость - за осень снижение составило 4,9% и цена дошла до отметки в $ 6 313 за кв. м. В то же время аналогичная ситуация сложилась и на рынке коммерческой аренды. Здесь снижение цены составило 19%.
По мнению эксперта, на сегодняшний день кризисные тенденции увеличили срок экспозиции объектов на 20%, увеличили кол-во объектов снимаемых с продажи, так же благодаря кризису выросла доля объектов, реализуемых с понижением цены выросла на 50%, а объем сделок уменьшился в разы. При заключении сделки дисконт составляет порядка 20-30%.
Затронул кризис и региональные рынки. Здесь активно замораживаются девелоперские проекты, особенно находящиеся на «бумажной» стадии, замораживаются. На продажу выставляются площадки под коммерческую застройку, а привлекательность некоторой уже готовой коммерческой недвижимости падает. Сегодня цены диктует покупатель, требуя от продавцов и арендодателей большого дисконта.
Однако у кризиса есть и положительные стороны – пока федеральные операторы и девелоперы пересматривают свои позиции в регионах, может освободиться место для региональных игроков, если таковые смогут найти ресурсы для новой расстановки сил.
Нельзя не признать, что 2008 год спутал карты многим федеральным компаниям, до этого успевшим сделать массу громких заявлений о выходе в регионы. Теперь иногородние девелоперы пересматривают свои планы и заявляют как об отказе от проектов, так и о значительном переносе сроков реализации.
По данным компании Cushman & Wakefield / Stiles & Riabokobylko (С&W/S&R), если в ноябре прошлого года было введено в строй 210 000 кв. м, то в декабре - 150 000 кв. м. А количество купленных и арендованных помещений в декабре достигло исторического минимума - объем сделок составил 26 000 кв. м. Для сравнения: в декабре 2006 г. этот показатель был равен 115 000 кв. м, а в 2007 г. - 240 000 кв. м. Учитывая проблемы на финансовом рынке, многие компании сегодня не готовы покупать либо арендовать новые помещения, объясняет причину заместитель начальника отдела исследований C&W/S&R Лада Белайчук.
И даже самые громкие и успешные проекты затронуты кризисом. Точнее, именно им сейчас приходится тяжелее всех. Большинство арендаторов уже не спешат снимать квадратные метры в районе Бульварного кольца, эту же тенденцию почувствовал ММДЦ «Москва-Сити». В самом элитном комплексе Москвы на конец прошлого года пустовало порядка 500 тыс. кв. м. площадей, а это 22,5% от всех действующих в этих районах бизнес центров. За всю историю рынка недвижимости подобных случаев не наблюдалось.
Мария Бортник