Для коммерсантов, разместивших свои офисы в центре столицы, одной из самых актуальных проблем остается проблема места для парковки. Где парковать своих железных коней сотрудникам, клиентам и даже владельцам – не знает никто. Однако у этой проблемы, как и у любой другой, есть пути решения.
Как правило, в центре проблема решается организацией подземной парковки, поскольку случаи, когда рядом есть пустая площадка, которую можно выкупить и использовать под паркинг, крайне редки. Кроме того, компании могут купить или арендовать парковочные места в БЦ, где они располагаются, или же на близлежащих паркингах.
В ЦАО (как и в других округах) существуют бизнес-центры с подземным и надземным паркингом, места в которых предоставляются арендаторам офисов в ограниченном количестве (из расчета 1 машино-место на 100–200 м² арендуемой площади). Правда, в центре цены на паркинг выше, чем в других районах города. Они могут составлять от $350 до $500 за 1 м/м в месяц.
Если же офисное здание не имеет своей парковки, то традиционно в рамках договоренностей с городскими властями собственнику предоставляется определенная часть примыкающей территории, которую он может использовать в этих целях.
Больше всего повезло тем, кто арендует офис в БЦ, построенных недавно: практически все они имеют 1–2 этажа подземной парковки, либо паркинг по соседству.
Всем же, кому не повезло – приходится бросать машины там, где найдется свободное место. Ведь при существующих ценах на земельные участки в центре, делать стоянку даже во дворе — невероятное расточительство: такой паркинг может стоить немалых денег для арендатора. И эта «стихийная парковка» для ЦАО самый распространенный на сегодня вариант.
По мнению столичных властей, самый простой способ решения проблемы — просто убрать офисы из ЦАО, переместив их на окраину. Но, учитывая особый престиж этого округа, компании не всегда готовы к таким радикальным мерам. Кроме того, далеко не факт, что это действительно позволит решить проблему перегруженности дворов и улиц ЦАО машинами. Как считают эксперты, даже если строить офисы в центре больше не будут, надо иметь в виду, что машино-поток создают также жилые здания. Получатся, что для решения проблемы в центре надо к тому же ограничить плотность застройки и тщательно следить за балансом площадей при возведении новых объектов.
Решению проблемы может содействовать также развитие в наиболее загруженных зонах города современных многоуровневых паркингов — так называемых парк-сейфов (многоэтажных сооружений с лифтовой распределительной технологией размещения автомобилей). Они занимают относительно небольшую площадку на земле (300–500 м²), а количество машино-мест в зависимости от уровней (как вниз, так и вверх) может варьироваться от десятков до сотен. Многие зарубежные мегаполисы уже достаточно удачно применили такую практику.
Другим вариантом решения проблемы, который нередко предлагают столичные власти, является запрет на въезд машин в ЦАО и введение перехватывающих парковок на подъездах к округу. Эксперты считают этот вариант вполне реальным, с одним лишь вопросом, который пока остается открытым: где именно на въезде в центр можно будет оставить машину.
Вероятнее всего, введение платного въезда на территорию ЦАО сможет решить проблему только в том случае, если на въезде будут оборудованы недорогие паркинги с транспортными узлами. Для этого также необходимо серьезно перестроить существующую инфраструктуру, обновить парк общественных транспортных средств, а это серьезные инвестиции, найти которые сейчас не так просто.
Однако даже при применении этих идей, по мнению специалистов, решить проблему полностью в ближайшие годы не удастся. Строительство новых бизнес-центров в меньшей степени влияет на проблему с парковкой в ЦАО, поскольку они имеют свои подземные паркинги. Проблему создают старые офисные здания, не оснащенные подземными автостоянками и зачастую не имеющие даже прилегающей территории. А перехватывающие парковки, будучи зависимы от желания водителей оставлять там свои машины, вот уже несколько лет пустуют.
Что же получается? Концепция властей — убрать из ЦАО офисы и ограничить въезд машин, сделать на Садовом кольце одностороннее движение, ввести пешеходные улицы и центры для туристов — безусловно, имеет право на существование. Однако пока все эти светлые идеи лишь теория. Насколько реально сделать из центра Москвы туристический оазис, без машин и, как следствие, без проблем с парковкой?
На сегодняшний день в центре столицы преобладает смешанная застройка и это, по мнению многих, единственно приемлемый вариант для столицы. Сложно представить себе, что в ЦАО останутся только административные здания и после окончания трудового дня целые кварталы станут пустынными, так и тот вариант, когда в центре останутся только жилые дома. Для реализации каждого из этих вариантов придется практически все снести и отстроить заново.
Скорее всего, в среднесрочной перспективе ЦАО останется административным районом по причине того, что здесь находятся органы государственной власти и представительства крупнейших российских и иностранных фирм. И пока четких предпосылок для перевода этого района в разряд исторических нет. А значит, нет и шансов увидеть центр тихим, зеленым и без машин на тротуарах. Что ж, остается надеяться, что, взяв лучшее из каждой из идей, власти хотя бы приблизятся к решению проблемы транспортной перегруженности округа, не пуская ее на самотек.
Ирина Богданова
Источник: