Коломенское – один из тех уголков Москвы, где приятно оказаться в любое время года. Осенью заповедник прекрасен в своем золотом увядании, зимой с этих холмов открываются великолепные виды на город, а весной приятно смотреть, как распускаются почки на многовековых дубах. Летом же Коломенское предстает перед пытливым посетителем местом особенно прекрасным и полным тайн, которые можно открыть, лишь обойдя весь заповедник.
Колыбель царей
Государственный музей-заповедник был основан в 1924 году, но и до этого Коломенское было местом неприкосновенным, поскольку принадлежало князьям московским, а потом и российским царям. С XV века оно являлось их летней загородной резиденцией. До наших дней там сохранилось немало интересных памятников архитектуры и древней культуры этой местности. Разные поколения здешних жителей сформировали уникальный ландшафт Коломенского и оставили после себя множество легенд и преданий об этой земле. Вероятнее всего, древнейшим поселением на современной территории музея-заповедника является Дьяково городище, которое возникло здесь более 2,5 тысячелетий назад, в середине I века до нашей эры. Это поселение дало название целой культуре. Раскопки показали, что жители его занимались охотой, рыболовством и изготовлением гончарных изделий. Есть версия, что холмы, на которых расположено Коломенское – не что иное, как курганы, оставленные жителями городища. Не так давно археологи обнаружили следы поселений раннего средневековья, VIII–X веков нашей эры. Известно, что позднее, в XI–XII веках, у подножия Дьяковского холма существовала древнерусская деревня – селище Дьяково-пойма. Почему все эти поселения просуществовали так недолго, остается только гадать. Однако земля, на которой расположено Коломенское, овеяна множеством легенд, в том числе и мрачных, и доискаться причины сейчас почти невозможно.
Первые письменные упоминания о селе Коломенском встречаются в духовных грамотах Московского великого князя Ивана Калиты в 1336 и 1339 годах. Во второй половине XIV–начале XV вв. село принадлежало внуку Ивана Калиты, Серпуховскому князю Владимиру Андреевичу, а после смерти его жены перешло к великому князю Московскому Василию I.
Есть и другая версия основания поселения, вовсе не противоречащая первой. В 1237 году полчища хана Батыя осадили и разрушили город Коломну, уцелевшие жители которой в страхе бежали от монгольских завоевателей. По льду на Москве-реке им удалось уйти от преследователей, а на крутом и живописном берегу они основали новое село, в память о покинутом городе названное Коломенским.
С селом Коломенским связаны многие страницы русской истории. Выгодное расположение на пересечении важнейших водных и сухопутных дорог, ведущих к столице, превращало его в удобный стратегический пункт в борьбе с внешними врагами. Кроме того, Коломенское было неплохо защищено: с севера село было ограждено болотными топями Нагатина, с юга – оврагами, с востока - Москвой-рекой.
В одном из списков «Сказания о Мамаевом побоище» есть сведения о том, что войско Дмитрия Донского, одержавшее великую победу на Куликовом поле, останавливалось в Коломенском, прежде чем торжественно вступить в Москву. С пребыванием Дмитрия Донского в селе связана легенда о строительстве не сохранившегося до наших дней храма Георгия Победоносца, являвшегося памятником Куликовской победе. Зато сохранились другие, тогда еще юные, свидетели богатой истории тех мест – дубы, уже много веков растущие в Коломенском и помнящие каждый прошедший год. Сейчас они огорожены и находятся под охраной как один из памятников старины.
В Коломенском родился и провел детство один из величайших российских правителей Петр I. Известно, что неподалеку, на Кожуховском поле, он устраивал свои знаменитые потешные бои.
Купола памяти
В XVI–XVII веках сложился уникальный архитектурный ансамбль Коломенского, представляющий большую художественную и историческую ценность. Идея создания величавого, достойного царской персоны комплекса строений прочитывается в каждом памятнике – более того, в каждой архитектурной детали.
Пожалуй, самым запоминающимся строением в Коломенском является церковь Вознесения, что стоит на крутом берегу Москвы-реки и служит архитектурной доминантой великолепного ансамбля музея-заповедника. Этот шатровый храм упоминается в Львовской летописи как величайшее сооружение, какого не бывало еще на Руси. Легенда гласит, что храм был заложен Василием III. По одной из версий, церковь строили в качестве молельни о даровании царю наследника, по другой – в честь рождения его сына, Иоанна IV, прозванного Грозным. Вероятно, церковь служила не только по прямому назначению, но и в качестве сторожевой башни на случай татарских набегов. Сторож на вершине шатра мог подать сигнал, который был виден с колокольни Ивана Великого в Кремле.
Напротив церкви Вознесения расположилось еще одно строение XVI века: Георгиевская колокольня, построенная, по мнению ученых, на месте храма времен Дмитрия Донского, возведенного в честь Георгия Победоносца. Это подтверждается и недавними археологическими находками, в числе которых есть древние плиты располагавшегося на этом месте кладбища XIV века. Известно, что по традиции тех времен захоронения размещали рядом с церковью.
Рассказывая о храмах Коломенского, нельзя не упомянуть церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьяково. Точная дата ее постройки неизвестна: по мнению исследователей, она была заложена в середине XVI века и связана с именем Иоанна Грозного. Церковь представляет собой сооружение из пяти восьмигранных столпов, объединенных на одном фундаменте. Своеобразие храма в том, что здание не имеет подклета, и столпы как бы стянуты вместе крытой галереей. Считается, что именно это строение послужило прообразом Покровского собора, что на Красной площади.
Василиса Горбачева
Светлана Трофимова