Наметившийся в январе спад, характерный для этого времени года, в нынешнем году компенсировался позитивной динамикой в феврале и марте. По словам Дмитрия Таганова, руководителя аналитического центра Корпорации «ИНКОМ», на сегодняшний день ежемесячные колебания средней стоимости предложения не превышают 2%.
Первичный и вторичный рынок
Как отмечает Люция Казимир, руководитель отдела аналитики Департамента жилой недвижимости «Аналитический консалтинговый центр МИЭЛЬ», рост цен наблюдался во всех сегментах первичного рынка. «Средняя стоимость квадратного метра с января по апрель возросла на 2,2% и составила 171,6 тыс. руб», - говорит она.
По данным компании Penny Lane Realty, по итогам апреля на первичном рынке стоимость жилья эконом-класса выросла на 0,9% - со 109,3 тыс. рублей до 110,2 тыс. рублей за квадратный метр, бизнес-класса – на 0,3%, с 217,6 тыс. рублей до 218,2 рублей за квадратный метр.
«Больше всего подорожала элитная недвижимость: на первичном рынке стоимость квадратного метра выросла на 1,3% - с $22,8 тыс. до $23,1 тыс. за квадратный метр, на вторичном – на 1,8%, с $26,7 тыс. до $27,2 тыс. за квадратный метр», - отмечает Александр Зиминский, директор департамента продаж элитной недвижимости компании Penny Lane Realty.
Источник: Penny Lane Realty
На вторичном рынке цена квадратного метра в сегменте эконом-класса в апреле поднялась на 0,7% до отметки 129,1 тыс. за квадратный метр, на жилые комплексы бизнес-класса – на 1,4% до 254,2 тыс. рублей за квадратный метр.
С начала года, по данным компании Penny Lane Realty, цена квадратного метра на вторичном рынке в сегменте эконом-класса поднялась на 2,5% со 125,9 тыс. до 129,1 тыс. за квадратный метр, а квартиры бизнес-класса подорожали на 1,6% - с 250,3 тыс. до 254,2 тыс. рублей за квадратный метр. Больше всего подорожала элитная недвижимость: стоимость квадратного метра выросла на 4,2%, с $26,1 тыс. до $27,2 тыс. за квадратный метр.
Источник: Penny Lane Realty
На вторичном рынке жилья в Подмосковье, по данным «ИНКОМ-Недвижимость», в феврале и марте рост стоимости квадратного метра составил 0,7% и 1,5% соответственно, а в апреле цена за кв.м. опустилась на 0,5% до 74 тыс. рублей. С начала года «вторичка» Подмосковья выросла в цене на 1,5%.
По сравнению с прошлым годом
Несмотря на повышение цен на рынке недвижимости, аналитики отмечают разнонаправленную динамику по сравнению с прошлым годом. По данным Аналитического консалтингового центра МИЭЛЬ в Москве на первичном рынке жилья средневзвешенная цена предложения составила 193,4 тыс. руб./кв. м. «Это на 1,73% ниже уровня декабря 2010 года и на 3,8% выше уровня декабря 2009 года, - говорит Люция Казимир. - На вторичном рынке средняя удельная цена предложения уже пятый месяц стабильно держится в пределах 169-170 тыс. руб./кв. м, но по сравнению с декабрем 2009 года этот показатель вырос на 10,8%. В Подмосковье при большом разнообразии предложений на рынке новостроек квартиры постепенно прибавляют в цене - в апреле 2011 года прирост составил +1,2%, а средневзвешенная цена - 60,8 тыс. руб./кв. м. Это на 2,4% ниже уровня декабря 2010 года и на 4,2% уровня декабря 2009 г. Средняя цена предложения квартир на регулярном рынке жилья Московской области в апреле 2011 года выросла на 2,1% до 76,2 тыс. руб./кв. м».
И все же спрос есть, а дефицита квартир нет
Несмотря на повышенный спрос, на сегодняшний день на рынке жилой недвижимости не наблюдается дефицит. В первом квартале 2011 года на вторичном рынке покупательская активность существенно выросла. Только в январе 2011 года управление Росреестра по Москве зарегистрировало 4,466 тыс. сделок купли-продажи квартир. Это на 13,8% больше аналогичного показателя 2010 года, когда количество сделок составило 3,923 тыс. В феврале на вторичном рынке было заключено 6,22 тыс. сделок, а в марте – 7,45 тыс. сделок. Рост объема сделок – это результат реализации отложенного спроса, который, в свою очередь стал возможным благодаря выходу российской экономики из кризиса и восстановлению платежеспособности покупателей, а также явной тенденцией к росту цен во всех сегментах рынка.
«Несмотря на растущий спрос на покупку квартиры, у потребителя также выросли требования потребителя к качеству строительства, концепции проекта, инфраструктуре и даже уровню отделки мест общего пользования», - говорит директор по маркетингу Группы компаний «Домостроитель» Ольга Гусева.
Ипотека в помощь
Очень быстрыми темпами растут и объемы ипотечных сделок. Если брать статистику по всей России, то, по данным Центробанка, только за январь-февраль 2011 года объем ипотечных кредитов в России вырос на 0,22% до 1,292 триллиона рублей. Агентство по ипотечному жилищному кредитованию изменило в сторону повышения свой прогноз по выдаче ипотеки в 2011 году. Как отмечается в годовом отчёте ведомства, если «позитивные тенденции в экономике продолжатся», то в текущем году населению будет предоставлено не менее 415 тыс. - 460 тыс. ипотечных кредитов на сумму порядка 580-640 млрд. руб.
«В сегменте эконом-класса практически каждая вторая сделка заключается с помощью ипотечного кредитования, - говорит Юлиан Гутман, Директор департамента новостроек компании «ИНКОМ-Недвижимость». - До 80% приходится на сделки с бюджетом до 5 млн. рублей, около 15% - 5-8 млн. рублей и 5% - 8-10 млн. рублей. В сегменте бизнес-класса и элитном сделки с помощью ипотечного кредитования занимают 40% и 25% от всего объема сделок соответственно».
Какие квартиры предпочтительнее
Казалось бы кризис миновал, но покупатели продолжают быть осторожными. Наибольшей популярностью у покупателей жилья пользуются квартиры в объектах на высокой стадии готовности, по адекватным ценам, а также в тех жилых комплексах, где застройщики и продавцы предлагают специальные условия покупки.
Если в период 2009-2010 года наибольшим спросом пользовалось низкобюджетное жилье (квартиры низкого качества, малогабаритное жилье, отдаленные районы), то сегодня покупатели исходят уже не только из стоимости квартиры, но и учитывают место расположения будущей квартиры, ее комфортность. В элитном сегменте наибольшим спросом пользовались 3-хкомнатные квартиры площадью 120-170 квадратных метров стоимостью от $2 до $3 млн. Быстрее других находят покупателей квартиры с интерьерами в сдержанном классическом стиле или в стиле минимализма.
По итогам I квартала 2011 года общий объем спроса в элитном сегменте вырос на 15%. В разрезе бюджетов сделок структура спроса сохраняется такой же, как и в конце 2010 года: половина всех сделок в сегменте по-прежнему совершается в рамках бюджета $1-5 млн. 25% приходится на сделки с бюджетом $5-10 млн., и 20% и 5% - на сделки с бюджетами $10-15 млн. и более $15 млн. соответственно. Клиенты предпочитают покупать высокобюджетные объекты либо на начальном этапе строительства, когда цены еще не так высоки, либо приобретать квартиры уже с ремонтом и полностью готовые к проживанию.
На 25% вырос спрос на жилые лофты площадью до 100 квадратных метров. На 4% снизился спрос на многокомнатные квартиры, апартаменты и пентхаусы без отделки, предлагаемые на вторичном рынке по договорам переуступки прав.
Уже не модно
По словам аналитиков, на сегодняшний день, практически невозможно продать квартиры с так называемым «дворцовым интерьером». «Спрос на них упал до нуля, - говорит Александр Зиминский. – Хотя в середине 1990-х годов, в разгар «дикого рынка» квартиры с обилием лепнины, мрамора и позолоты - наравне с бордовыми клубными пиджаками и килограммовыми золотыми цепями - воспринимались как верх престижа».
Оно и понятно почему - с течением времени отношение людей к жилью поменялось: ушло ущербное стремление демонстрировать богатство окружающим, верхом престижа стало приобретение уютного и функционального жилья, удобного для покупателя и его семьи. В результате уже при первой встрече с риэлтором некоторые клиенты просят: показывайте любые варианты, только не «дворцы». На сегодняшний день квартиры с «дворцовыми» интерьерами покупают разве что клиенты из Кавказского региона – из Дагестана, Чечни, Осетии или Ингушетии.
«В дальнейшем рынок новостроек будет развиваться в рамках традиционных сезонных изменений, активность покупателей будет умеренной, и ее рост возобновится лишь после того, как люди вернуться из весенних отпусков, - говорит Юлиан Гутман. - Однако это не означает, что сделки прекратятся. Те, кто намеревался совершить покупку, приобретут жилье, несмотря на сезон отпусков».
Интересен тот факт, что среди покупателей квартир в Подмосковье растет доля москвичей. По словам Оксаны Дивеевой, директора департамента продаж городской недвижимости компании Blackwood, количество желающих улучшить свои жилищные условия, но не имеющие возможности приобрести жилье в столице москвичей заметно выросла. Кроме того, стоит отметить, что по-прежнему для покупателей остается важным соотношение «цена-качество». Ведь мало кто готов переплачивать за какие-то «излишки».
Автор: Сугра Гаджиева