Получить квартиру за треть её цены, а то и вовсе за хорошее отношение — чем не мечта для современной молодежи? Оплатить полную стоимость квартиры могут позволить себе лишь немногие счастливцы, а потому идет активный поиск «обходных путей». Одним из таких путей является покупка квартиры по объявлению в газете вроде «Однокомнатная квартира в центре, 10 тысяч долларов. Отсрочка заселения». Что же стоит за этими привлекательными ценами и короткими формулировками?
На практике все очень просто: отсрочка заселения означает, что квартира переходит в собственность покупателя после смерти ее владельца. До этого вам придется выплачивать этому владельцу рентные платежи или же ухаживать за ним, покупать продукты и заботиться о его здоровье. После его смерти вы станете единовластным хозяином квартиры и сможете, наконец, переехать.
Почему подобная схема выгодна для владельцев квартир? Как правило, на реализацию этой схемы идут одинокие пожилые люди, для которых продажа квартиры «в рассрочку» становится единственным способом достойно завершить жизненный путь и жить в последние годы не на пенсию, а чуть лучше. Насколько велико будет это «чуть» зависит от квартиры: её стоимость делится примерно на десять лет и, исходя из этого, рассчитывается сумма ежемесячного платежа. Понятно, что обладатель однушки в Выхино сможет лишь немного улучшить свои жизненные условия, а вот генеральская вдова с хоромами на Тверской...
Чем привлекательна рента для тех, кто покупает таким образом квартиру? В первую очередь, отсутствием необходимости вносить сразу большую сумму. Как правило, первый взнос составляет порядка 10 процентов от стоимости квартиры. Остальная сумма разбивается на рентные платежи или вовсе покрывается фактом ухода за пожилым владельцем квартиры. Надо понимать, что вариант с отсутствующим первым взносом и уходом вместо рентных платежей — скорее реален для личных знакомств. Объявления же, найденные в газете, потребуют пусть и не больших, но все же ощутимых материальных вложений.
Минусы договора ренты тоже довольно очевидны и не один раз обсуждались в прессе. Во-первых, этот договор может быть расторгнут в одностороннем порядке. Если бабушка решит, что поторопилась на тот свет и вместо скромной жизни на ренту предпочтет, скажем, продать квартиру и уехать в кругосветное путешествие, то спокойно сможет это сделать. А то, что суд при этом обяжет ее вернуть вам рентные платежи — так поди взыщи их с несчастной бабули, проживающей на пенсию. Кроме того, у одиноких пенсионеров после их смерти нередко появляются родственники, которые могут оспорить заключенный между вами и бывшим владельцем квартиры договор. Основания для признания сделки ничтожной и отмены ее самые простые — мол, бабуля была не в себе, смысла своих действий не понимала и вообще была введена в заблуждение обманщиками и похитителями.
Если же минусы, а также возможные сложности взаимодействия с бабулей вас не пугают, и желание сэкономить на покупке велико, то остается открытым последний вопрос — как продавцу и покупателю квартиры найти друг друга? В столице сейчас есть немало коммерческих организаций, которые оказывают помощь пенсионерам по такому роду реализации их имущества. К ним, правда, немногие рискуют обращаться, помня 90-е годы, когда такие владельцы квартир просто исчезали без следа. Есть и государственные службы социального плана, которые помогают в таких вещах, но надо понимать, что оценки у них на порядок ниже коммерческих и существенно поправить материальное положение вряд ли удастся.И, напоследок, курьез из истории договоров ренты, как ещё один повод задуматься желающим сэкономить. Жанна Кальмон, французская актриса, установила мировой рекорд продолжительности жизни — 122 года и 164 дня (и это проверенный факт). В свои 90 лет Жанна, у которой не осталось наследников, заключила договор с 47-летним юристом Раффри: он должен был унаследовать дом старушки за то, что будет каждый месяц до её смерти выплачивать ей ренту. Стоимость дома примерно равнялась сумме, которую он выплатил бы за 10 лет. Однако Раффри не только платил Жанне в течение 30 лет, но и умер раньше нее, в свои 77, а выплаты по закону продолжила его вдова.
Мария Проклова