В России практически нет объектов, которые были бы сданы в срок. Как правило, дольщики с терпением относятся к просрочке в год, мол, что пороть горячку, когда дом вот-вот будет сдан. Хуже дела обстоят у тех, кто ждет свои квартиры по пять или десять лет. Тут уж никакого терпения не хватит, не говоря уже о потерянных средствах. За примерами далеко ходить не надо.
В конце июня балашихинские обманутые дольщики провели пикет у здания Министерства строительства Московской области. Они выступили с требованиями к администрации г. Балашихи обратить внимание на то, что строительство микрорайона Лукино в городе, который был заморожен на два года по вине недобросовестного застройщика (ЗАО «МЭННИ»), опять находится под угрозой срыва. Виновата в этом, по мнению обманутых дольщиком, администрация г. Балашихи не подписавшая во время ряд важных документов -инвестиционный контракт, договор аренды земли, дополнительное соглашение, сетует Ирина Ермакова, председатель инициативной группы обманутых дольщиков микрорайона Лукино. Между тем, данные документы должны были быть готовы еще в феврале 2012 года, т.к. без них невозможно начать работы по прокладке инженерных сетей.
Все началось в 2008 году, когда компания обещавшая построить 8 корпусов частично построила только два, а позже стройка была приостановлена из-за нехватки денежных средств. Через два года в отношении ЗАО «МЭННИ» была введена процедура банкротства, а завершение строительства оказалось под большим вопросом. Для полноты картины добавим, что для финансирования строительств компания привлекла средства не только дольщиков, но и юридических лиц, среди которых была ФСК «Лидер».
После заморозки проекта ФСК «Лидер» и обманутые дольщики решили объединиться. В результате удалось провести оценку проекта, а впоследствии «Лидер» решил проинвестировать строительство и ввести в эксплуатацию хотя бы два дома. Однако для соблюдения сроков строительства и размеров инвестирования необходимо было подписать с администрацией г. Балашихи дополнительное соглашение об определении размера инвестирования и пролонгировать пакет инвестиционных документов, о которых мы говорили ранее.
Частично этого удалось добиться только после проведения 6 митингов и отправки более 1000 писем в Министерство строительства Московской области, администрацию г. Балашихи, губернатору Московской области, рабочей группе Хинштейна, отмечает Ирина Ерохина. Но и эти договоренности пока, к сожалению, носят устный, а не письменный характер, что совсем не означает, что обещанное будет выполнено.
Кроме этого в сентябре 2011 года был разработан план и график строительных работ и возобновлено строительство. Казалось, что дело сдвинулось с мертвой точки и вот впереди уже долгожданный момент вселения в свои квартиры, но в мае 2012 года по графикам необходимо было уже прокладывать инженерные сети. Но сделать это невозможно, поскольку отсутствуют подписанные со стороны администрации проектных документов.
Чем закончиться эта история, покажет время, но этот пример лишь капля в океане историй обманутых российских дольщиков.
Ждать ли законодательного чуда
Сейчас, по официальным данным, в России почти 100 тыс. обманутых дольщиков и с каждым годом это число продолжает расти. Так, по данным Минэкономразвития в 2012 году этот показатель вырос на 12%. Столь масштабную проблему, охватившую Россию необходимо решать. Только как? Один из вариантов решения проблемы предложили в конце 2011 года Александр Коган и Александр Хинштейн, депутаты от партии «Единая Россия».
Они подготовили и внесли на рассмотрение в Госдуму законопроект "О взаимном страховании гражданской ответственности лиц, привлекающих денежные средства для долевого строительства многоквартирных домов (застройщиков), за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств по договору участия в долевом строительстве", настоятельно рекомендовав Госдуме, не только рассмотреть, но и принять такой законопроект. В качестве аргумента в пользу этого документа они привели статистику, о том, что только в 2010 году арбитражный суд возбудил порядка 130 дел о банкротстве застройщиков. В то время как общий объем неисполненных обязательств оценивался в 36 млрд рублей.
Согласно законопроекту, девелоперы будут объединяться в общества взаимного страхования (ОВС). В случае банкротства того или иного застройщика выплаты дольщикам будут производиться из общего компенсационного фонда. Деньги в общую страховую копилку будут складывать все девелоперы, которые привлекают средства граждан для строительства дома. Размер суммы, которую необходимо вложить в компенсационный фонд будет рассчитываться исходя из плана привлечения денежных средств на строительный проект. В то время как тарифы страхования будут определяться на общем собрании членов ОВС.
Григорий Алтухов, советник президента Финансово-строительной корпорации «Лидер» справедливо заметил, что учитывая тот факт, что размер страховых взносов застройщика определяется страховым обществом, а выбор последнего остается «на совести» застройщика, не исключены ситуации, когда страховых резервов не хватит на покрытие убытков дольщиков либо из-за большого объема банкротств в кризисной ситуации, либо из-за мошеннических действий застройщика или самого страхового общества.
Несмотря на многие нарекания в сторону законопроекта, в начале июля Госдума все же приняла его в первом чтение с надеждой на то, что уже ко второму разработчики законопроекта заполнят пустоты и разъяснят все нюансы. Например, как отмечает Григорий Алтухов, в законопроекте не прописан подробно механизм возмещения дольщикам денежных средств или же финансирования достройки объектов. К тому же, в условиях ежегодно дорожающей недвижимости, несколько лет ожидания компенсаций обесценят вложения, и купить на них аналогичную квартиру будет невозможно.
Защита дольщиков может взвинтить цены
Среди побочных действий законопроекта в случае его принятия стоит отметить рост цен на недвижимость. Об этом говорят не только сами разработчики документа, которые в пояснительной записке предрекают рост цен не менее чем на 4%, но и девелоперы.
Так, Василий Шарапов, заместитель руководителя юридического департамента девелоперской компании «Сити-XXI век» отметил: «Недостаток законопроекта для дольщиков очевиден - все свои издержки по страхованию рисков застройщики включат в себестоимость, а значит и в цену квартир. Иными словами, фактически страховые взносы - это дополнительные затраты дольщиков».
С ним согласился и Григорий Алтухов, сказав, что расходы на страхование застройщиков переложатся на плечи покупателей за счет роста цен на квартиры. При этом отмечает он, осторожные и разбирающиеся на рынке недвижимости покупатели квартир у надежных застройщиков фактически будут оплачивать убытки других покупателей, вложившихся в заманчивые стройки с подозрительно низкими ценами и никому не известными строителями. С его точки зрения, принятие закона не окажет существенного влияние на объемы продаж на рынке. Небольшая часть потенциальных покупателей не участвуют в долевом строительстве именно по причине возможных мошеннических действий со стороны застройщиков.
Пока законопроект имеет ряд существенных недоработок и вызывает массу вопросов, найти ответы на которые, еще предстоит разработчикам документа. Для того чтобы «пуск» законопроекта не был провальным, Василий Шарапов предлагает желательно с учетом мнения страхового и строительного сообществ в качестве эксперимента апробировать сначала законопроект в отдельно взятом регионе страны в течение нескольких лет.
Автор: Ирина Михайлова