Эксперты говорят о снижении популярности ранее самого востребованного на рынке класса офисной недвижимости. Вероятнее всего, причины охлаждения спроса — кризис на рынке недвижимости и ожидание в ближайшее время ввода в эксплуатацию новых площадей за МКАД.«Высокий» деловой сезон не принес ожидаемого оживления на рынок коммерческой недвижимости. И в отличие от жилого сегмента, в числе «пострадавших» — самый престижный класс офисной недвижимости, который всегда пользовался повышенным спросом у покупателей и арендаторов.
Причин для охлаждения потребительского спроса на офисы класса «А» несколько. Прежде всего, в разгар кризиса многие компании, планировавшие инвестировать в покупку или строительство собственной штаб-квартиры, пересмотрели свои планы и решили приберечь оборотные средства. Класс «А» — едва ли не единственный сегмент рынка, в котором сделки купли-продажи занимают значимое место, лишь немногим уступая аренде. Но и состоятельные арендаторы не спешат вкладывать деньги в самые престижные офисы столицы. Почему это происходит?
Эксперты считают, что кризис не виноват в сокращении количества сделок по аренде vip-офисов Москвы. Офисную недвижимость столицы и раньше считали переоцененной, а в последние два года она все меньше удовлетворяла потребности арендаторов. Прежде всего, это связано с заострившейся транспортной проблемой — парковочных мест не хватает даже в самых современных бизнес-центрах Москвы, таких, например, как «Москва-Сити». Далеко не каждая компания-арендатор готова вдвое сократить количество личного транспорта персонала компании, а для отдельных компаний даже минимальные проблемы с автотранспортом неприемлемы в силу высокой мобильности сотрудников.
По мнению специалистов, арендаторский спрос на офисную недвижимость не стал меньше. Он просто «затаился» — многие арендаторы ждут ввода новых офисных проектов. Таких, например, как давно ожидаемые бизнес-парки за МКАД, где проблем с парковкой будет меньше, чем в столице. Также подмосковные бизнес-центры обещают арендаторам большие площади, современную техническую «начинку» зданий и возможность быстро и безболезненно пристраивать и перестраивать здание для нужд растущих компаний. Это заманчивое предложение для тех, кто несколько лет был стеснен перенаселенной Москвой, говорят эксперты.
Развитие кризиса дало покупателям и арендаторам дополнительный стимул для ожидания. Впрочем, их ожидания могут не оправдаться — для долгосрочных девелоперских проектов, независимо от сегмента и направленности, наступили нелегкие времена.